Эксперты объясняют это обстоятельство последствиями острой фазы кризиса. Часть из них ожидает, что дело поправится к концу года, когда будут введены в строй проекты, заявленные в 2011 году. Однако не все настроены так оптимистично, некоторые аналитики считают, что все будет зависеть от состояния экономики осенью, а на этот счет прогнозы преимущественно негативные.
Столичный рынок торговой недвижимости в 2012 году пополнился лишь «Галереей «Москва»», входящей в состав одноименной гостиницы на Манежной площади (пригодно под аренду — 21 тыс. кв. м) и ТЦ «Сомбреро» в районе Чертаново (6,3 тыс. кв. м). «Объем новых площадей минимальный на рынке с 2000 года», — говорят эксперты консалтинговой компании в сфере недвижимости «Магазин магазинов», подготовившие исследование по итогам полугодия.
Для сравнения: в 2011 году было введено 177,4 тыс. кв. м, в 2010-м — 437,2 тыс. кв. м. Изначально участники рынка не ждали таких низких показателей от девелоперов.
Так, по словам Андрея Васюткина, руководитель отдела исследований и консалтинга «Магазина магазинов», в начале года речь шла о 100–150 тыс. кв. м по итогам года. «В целом, ранее был заявлен больший объем к выходу на рынок в 1 половине 2012 года – но это были ранее замороженные проекты, дата открытия которых переносилась неоднократно», - говорит эксперт. К таким проектам, напоминают его коллеги из Blackwood, относится ТРЦ «Гудзон» на Каширском шоссе (общая площадь под аренду — 56 тыс. кв. м), намечавшийся к открытию еще в 2008 году.
«Перенос сроков ввода торговых площадей скорее правило, чем исключение для рынка недвижимости, — говорит директор департамента торговой недвижимости S.A.Ricci Илья Шуравин. — Основными причинами изменения сроков ввода в эксплуатацию торговых центров являются сложности с финансированием, сдвиг сроков строительства происходит по вине подрядчиков». Однако для сложностей финансирования массового срыва срока должны быть веские причины, прежде всего это кризис 2008–2009 годов. Эксперты не возражают против такого объяснения. «Причиной низкого прироста является спад девелоперской активности в кризисный период — большинство проектов, начатых еще до кризиса 2008 года, уже вышли на рынок, новые проекты стали активно заявляться только в 2011 году», — пояснили в компании Blackwood.
Как будет развиваться ситуация теперь, когда экономическая нестабильность грозит перейти в острую кризисную фазу? Судя по всему, ситуация изменится еще до конца года. Эксперты компании «Магазина Магазинов» напоминают, что во втором полугодии 2012 года заявлен ввод еще семи объектов совокупной арендной площадью 225,2 тыс. кв м. Это крупнейшие торговые центры «Отрада» на Пятницком шоссе, уже упомянутый «Гудзон» и «Калейдоскоп» у станции метро «Сходненская». «Если заявленные сроки открытия всех объектов будут соблюдены, то совокупный объем нового предложения площадей в торговых центрах современного уровня по итогам 2012 года составит порядка 250 тыс. кв. м, что превысит аналогичный показатель по итогам 2011 года», — отмечают в «Магазине магазинов».
Однако не все согласны с таким прогнозам. В частности, в компании Blackwood сомневаются, что до конца года откроются все семь объектов. «По нашим данным, ввод около половины запланированных к открытию во втором полугодии 2012 года ТЦ может быть перенесен на 2013 год», — считает Илья Шуравин из S.A.Ricci.
В «Магазине магазинов» убеждены, что ежегодный объем новых торговых площадей вернется к докризисным показателям. В последние полтора года спрос в Москве на помещения в составе качественных торговых центров умеренно, но стабильно рос. По данным Cushman amp; Wakefield, лишь около 1% таких помещений все это время свободно. «Мы прогнозируем повышение ежегодных объемов нового предложения площадей в торговых центрах современного уровня в ближайшие годы до 300–400 тыс. кв. м», — говорит Андрей Васюткин. Однако и он признает, что все будет зависеть от макроэкономической обстановки, которая в свою очередь определит и активность спроса арендаторов.
Стабильный спрос обеспечит столичным арендаторам ТЦ стабильность арендных ставок, считают опрошенные участники рынка. На сегодняшний день, по данным «Магазина магазинов», средние ставки для якорных арендаторов составляют от $150–600 за 1 кв. м в год (без эксплуатационных расходов и НДС), для рестораторов — от $600 до $800, а для арендаторов торговой галереи с площадью магазинов менее 50 кв. м — от $2200 до $3200 за 1 кв. м в год.