После того как президент Владимир Путин подписал закон о ратификации Марракешских соглашений, начался отсчет последних 30 дней, и с 23 августа членство России в ВТО станет «повседневной обыденностью», как выразился вчера замглавы Минэкономразвития Алексей Лихачев на пресс-конференции.
Главным инструментом защиты промышленности должны стать антидемпинговые расследования, как это принято в рамках ВТО. С одной стороны, мы получим возможность добиваться в международных судах отмены заградительных барьеров, возведенных перед нашей продукцией участниками ВТО. По данным Минэкономразвития, на 1 января в отношении российских товаров применялись 72 ограничительные меры на рынках 20 стран, а также в Евросоюзе. Больше всего таких мер в ЕС, на Украине, в США и Белоруссии. В основном они касаются российских черных металлов, а также минеральных удобрений. Украина, кроме того, проводит расследование в отношении нашего стекла и метанола, ввела защитные меры против российских нефтепродуктов и легковых автомобилей. Только присоединение к ВТО спасло Россию от введения ЕС жестких мер в отношении бесшовных труб, напомнил гендиректор Центра международной торговли Владимир Саламатов.
С другой стороны, Россия сама намерена проводить антидемпинговые расследования и вводить защитные меры в отношении продукции, поставляемой, с нашей точки зрения, по слишком низким ценам. Это должно сохранить внутренний рынок для отечественных производителей. Заниматься расследованиями по взаимному решению стран — участников Таможенного союза с 1 июля должна Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), где для этого создан департамент защиты внутреннего рынка. 31 июля должна завершиться передача всех дел, которые велись ранее профильными ведомствами трех стран. В России ими занимался Минпромторг. «Всю базу ЕЭК мы уже передали», — заверил вчера замглавы этого ведомства Георгий Каламанов.
Чтобы антидемпинговый механизм работал оперативно, в мире используется практика, когда сразу после начала расследования вводятся повышенные импортные пошлины. По словам Каламанова, есть прецеденты, когда США вводили 600-процентные пошлины против китайских товаров. Китай сейчас оспаривает введенные американцами компенсационные пошлины в общей сложности на $7,3 млрд по 22 видам китайской продукции. В свою очередь США обвиняют власти Поднебесной в применении необоснованных защитных мер на сумму в $3 млрд в отношении продукции своего автопрома и металлургии.
В России нормативная база для предварительного взимания компенсационных импортных пошлин пока не готова. Единственным препятствием, как признал Каламанов, является позиция Минфина. Там не против самой идеи, но руководство ведомства смущает необходимость возвращать импортерам деньги из бюджета, если расследование в отношении поставляемой ими продукции закончится ничем, а обвинения в демпинге будут признаны необоснованными. Эксперты разделяют сомнения Минфина. «Факт демпинга очень трудно доказать, — предупреждает Виталий Кандалинцев из Академии народного хозяйства при российском правительстве. — Есть конъюнктура, разброс цен. Нужна очень хорошая аргументация, чтобы защитить рынок какой-то одной страны». Поэтому, кстати, компенсационные пошлины будет очень сложно использовать в качестве оперативного инструмента реагирования на ухудшение положения в той или иной отрасли.
К тому же у Минфина есть основания опасаться снижения деловой активности и эффективности бизнеса в секторах, зависящих от поставок импорта, по которому ведется расследование. «Сбор пошлин вырастет, но более существенное снижение других фискальных сборов может перевесить этот результат. Последствия могут быть очень неожиданными, — предостерегает Кандалинцев. — Ущерб от непродуманных действий грозит оказаться очень существенным». Другие эксперты полагают, что просто надо установить четкие правила игры. «В конце концов можно ввести ответственность для чиновников, виновных в принятии неправильных решений. Пусть из своего кармана платят», — предлагает управляющий партнер юрфирмы «Муранов, Черняков и Партнеры» Александр Муранов. Он считает эффективным и сам факт антидемпингового расследования, даже если для введения компенсационных пошлин не хватит уверенности в успехе дела. По мнению Муранова, начатое расследование заставит нарушителей быть дисциплинированными.