«Аэрофлот» намерен потребовать штрафные санкции за задержку поставок самолетов Sukhoi Superjet 100. Первый самолет уже включен в расписание компании на май, однако до сих пор не доставлен в парк «Аэрофлота». В прошлом году авиакомпания уже поднимала вопрос о штрафах, но авиастроителям при помощи властей удалось успокоить заказчика.
Согласно первоначальному варианту контракта с ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС), «Аэрофлот» должен был начать эксплуатацию SSJ еще в 2008 году. С тех пор из-за увеличения сроков проектирования новой машины начало поставок неоднократно откладывалось. Последним официально согласованным сроком, который называли стороны, значился «первый квартал 2011 года».
Фотографии готового SSJ в раскраске «Аэрофлота» просочились на форумы любителей авиации еще в декабре прошлого года, но передача самолета заказчику до сих пор не состоялась, что констатировал в минувшую пятницу председатель совета директоров «Аэрофлота», министр транспорта России Игорь Левитин. «Нам необходимо определиться по тому, как «Аэрофлот» будет принимать эти самолеты, исходя из того, что сроки по контракту истекли. И по техническим параметрам у «Аэрофлота» тоже есть вопросы. Сейчас менеджмент готовит предложение в совет директоров, потом в правительство о штрафных санкциях», — заявил он в разговоре с журналистами.
Согласно графику первый SSJ будет поставлен «Аэрофлоту» в мае, сообщила пресс-секретарь ГСС Ольга Каюкова. «Летчики «Аэрофлота», которые завершили обучение пилотированию SSJ 31 марта, очень высоко отозвались о летных характеристиках машины. Мы уверены, что переговоры с «Аэрофлотом» по поставке самолета завершатся успешно, стороны придут к устраивающим всех условиям соглашения», — добавила она.
Пресс-секретарь «Аэрофлота» Ирина Данненберг подтвердила «МН», что менеджмент компании ждет прибытия SSJ в мае, а совет директоров никаких решений о финансовых претензиях к ГСС не принимал. Компания имеет контракт на 30 SSJ непосредственно с производителем, и еще десять таких же машин в прошлом году договорилась купить через лизинговую компанию. Стоимость производства одного самолета оценивается в $28 млн.
В октябре 2010 года заместитель гендиректора «Аэрофлота» Шамиль Курмашов уже заявлял журналистам, что компания воспользуется своим правом на неустойку за двухлетнее отставание в поставке SSJ. В контексте он упомянул и американскую компанию Boeing, с которой у «Аэрофлота» наблюдается аналогичная проблема. В 2007 году Boeing обязался поставить «Аэрофлоту» 22 самолета Boeing-787, начиная с 2014 года. Но из-за непредвиденных трудностей проектирования лайнера срок поставки сместился на 2016 год. Курмашов даже назвал точную сумму, в которую «Аэрофлот» оценивает свои убытки от невыполнения Boeing контранта — $100 млн. Однако в дальнейшем эта сумма не стала предметом разбирательства между заказчиком и поставщиком. Зато когда в начале марта американская авиастроительная компания продала «Аэрофлоту» восемь лайнеров, на рынке появились слухи о необыкновенно щедрой скидке, предоставленной покупателю. «Аэрофлот» эти слухи опровергал не очень энергично. Анонимный источник, близкий к авиакомпании, уверял журналистов, что скидка не превысила обычных в авиастроении 20% от базовой стоимости контракта, которая составила $2,2 млрд.
Сюжет со штрафами к ГСС в прошлом году не получил вообще никакого продолжения. В защиту «Сухого» тогда выступил вице-премьер Сергей Иванов. Правда, он предполагал, что первый SSJ поступит в парк авиакомпании в декабре 2010 года, оговариваясь, что даже если это произойдет в январе 2011-го, «то мир не рухнет, и «Аэрофлот» тоже». Конкретные цифры штрафа не названы и теперь. Возможно, как и в случае с Boeing, «Аэрофлот» рассчитывает на скидки, а заявлениями о штрафах готовит для них почву.
Между тем срывы сроков продолжают преследовать проект Sukhoi Superjet. На прошлой неделе ожидалось эпохальное событие: передача первого серийного SSJ заказчику, армянской авиакомпании Armavia. В последний момент партнеры перенесли церемонию на эту неделю. Причины переноса не названы.
Штрафную — «Сухому»
«Аэрофлот»грозит авиастроителям штрафом за срыв контракта
Наверх