Поспорю. Во-первых, я все-таки увидел кое-что, чего не ожидал. Во-вторых, понятно, что Питер Джексон становится жертвой собственного идеализма-перфекционизма. «Властелин колец» плюс «Хоббит» (эти две кинотрилогии надо рассматривать как единое кинопроизведение) — самое совершенное, что пока породил Голливуд XXI века в новоявленном благодаря компьютерным технологиям жанре киноаттракциона. Джексону трудно превзойти самого себя. Но он твердо держит руль и уровень. Ругать его за это все равно что порочить Месси или Роналду за то, что те опять сделали в очередных матчах всего лишь по красивому хет-трику, хотя могли бы постараться и заколотить по шесть мячей.
В-третьих, лично мне достаточно в новом «Хоббите» Озерного города и дуэли Холмса с Ватсоном, то бишь дракона Смауга, которого озвучивает Бенедикт Камбербетч, и хоббита Бильбо Бэггинса, которого изображает Мартин Фримен. Когда во время поединка Смауга с Бильбо вспоминаешь о том, что завтра они встретятся на съемочной площадке очередной серии теле-«Шерлока», невольно начинаешь радоваться парадоксам творческих судеб.
Вообще: хотя я не фанат жанра фэнтези и (так уж сложилось) Дж. Р.Р. Толкиена как такового, смотреть мне было интересно.
Но обо всем по порядку.
О чем это
О том, если кто помнит первую серию «Хоббита», что тринадцать гномов, желающих освободить свое родовое поместье — полную злата Одинокую гору (она же бывшее королевство Эребор) — от захватившего его дракона Смауга, пошли в опасный поход. Их почему-то сопровождают волшебник Гэндальф Серый и хоббит Бильбо Бэггинс. Именно в этой серии они наконец-то достигают искомой горы. С опасными приключениями.
Гэндальф, кстати, не достигает. Он… Но об этом позже, иначе запутаемся.
Серия сквозная. Развязку увидим в следующем декабре. Но приключения, которым Джексон по своей эпической традиции отвел больше двух с половиной часов (что тем не менее делает серии «Хоббита» более короткими, чем киночасти «Властелина колец»), по-моему, занятны.
Для статистики перечислим отсутствующих, постоянно присутствовавших и появившихся. Отсутствует Голлум. Присутствуют: Кольцо Всевластья в кармане у Бильбо, про которое еще никто не знает, что оно концентрирует все зло мира (при этом Бильбо, сам не понимая почему, утаивает его наличие от Гэндальфа), а также мерзкие орки, по неизвестной пока причине упорно преследующие гномов и их сподвижников.
Среди появившихся — представители новых рас из мира Толкиена, которые в кино-«Хоббите» пока замечены не были. Это оборотни, пауки-убийцы (с которыми герои сталкиваются в мрачном Лихолесье), лесные эльфы, а еще люди (все прочие персонажи, не заблуждайтесь, не люди), обитающие в фарсовом Озерном городе. В компании эльфов выделяется Леголас (первое появление одного из главных героев «Властелина колец», которого вновь изобразил Орландо Блум), а также придуманная сценаристами «Хоббита» (среди которых неповторимый Гильермо Дель Торо), отсутствующая у Дж. Р.Р. Толкиена Тауриэль — ее играет (при объявлении имени поневоле слышу восторженный вопль поклонников сериала Lost) Эванджелина Лилли.
Стоит упомянуть и тех, кто наконец-то себя проявил. Это силы зла. Их в «Хоббите» две, не считая орков, которые лишь шестерки зла, — Некромант и дракон Смауг. Некромант начинает нести свою дьявольскую идеологию, а Смауг просыпается, разбуженный назойливыми гномами и хоббитом.
В итоге серия завершается, мягко говоря, хреново: Гэндальф пленен Некромантом, который постепенно пытается подмять под себя все зло, тьму как таковую. Смауг готов вломить гномам с хоббитом и отправляется для начала спалить Озерный город людей. Я не вижу причин скрывать сюжетные детали. Ведь в «Хоббите» действительно много ожидаемого. И тем более много знаемого: Толкиена по-прежнему читают. Главное в экранизации Питера Джексона не что (нам явлено), а как (это отображено).
Что прояснилось
По сравнению с первой частью фильма становится наконец ясно: а) зачем в поход с гномами идет Гэндальф (потому что предчувствует, что дело не в одном отдельном освободительном походе — зреет борьба Добра против Зла вообще, от исхода которой зависит судьба мира); б) зачем Гэндальф втягивает Бильбо. Он палочка-выручалочка. Несмотря на скромные физические данные, самый отважный и сообразительный из участников похода. Без него гномы, как окончательно доказывает второй «Хоббит», при всей физической силе загнулись бы уже сто раз. Другое дело, что гномы все-таки маленько жлобы. «Хоббит 2» проясняет, что у них был корыстный расчет на Бильбо.
Простой урок в следующем: мы ничему не учимся. Зло обладает способностью к самовосстановлению
Но вообще, конечно, в очередной раз поражаешься тому, что в современной литературной и киномифологии все тесно связано. Сплошные зеркала. В данном случае Некромант — это очевидный Волан-де-Морт.
Что в этом хорошего
Я наконец-то осознал простой, лишь слегка скрытый смысл того, почему события в «Хоббите» во многом повторяют те, которые произойдут во «Властелине колец» много десятилетий спустя. Простой урок в следующем: мы ничему не учимся. Зло обладает способностью к самовосстановлению. Поэтому одна и та же битва повторяется в человеческой истории (не только в истории того фэнтезийного мира, который придумал Толкиен) с уничижительно и обидно частой регулярностью. Раз этак в двадцать, по человеческим меркам, лет. Только вроде бы победили — и уже опять идеологически проиграли. Подлецы, мерзопакостники, продажные скоты — зло опять обличило именно нас. И все начинается заново. Нам не хватает интеллигентности и терпения добить мерзкого дракона-червяка, даже если он вроде бы повержен. Но он не сдох. Он даже не в нокауте — всего лишь в нокдауне.
Актуальное
Эльфы уверяют себя в фильме, что это не их война. Хотя зло уже подступает к их границам. Урок истории: многие при наступлении фашизма, а потом тоталитаризма в разных странах свято верили, что это не их война.
Юмор фильма
В людском Озерном городе гномы проникают в дом, где их должны укрыть, через отверстие в нужнике. Дочь героя фильма, человека: «Папа, а почему из нашего туалета вылезают гномы?» Его сын (зная о богатствах гномов): «Может, это к деньгам?»
Любопытно, что у всех жителей Озерного города (Джексон и его консультанты придумали это, чтобы отличить их от людей-зрителей; впрочем, это сработает лишь в англоязычных странах) валлийский акцент. При этом потрепанная долгими годами несчастий одежда жителей Озерного города напоминает, по замыслу создателей второго «Хоббита», одеяние русских крестьян и рабочих с фотографий конца XIX века. А декорации потрепанных зданий города, по мысли тех же авторов фильма, должны с ходу объяснить зрителям, что некогда этот город был славным и знаменитым. Но потом пришел в упадок.
«Хоббит» намекает на нашу провинцию? Да какую провинцию? В Подмосковье — такая же провинция — в 20 км от Кольцевой некоторые люди годами живут без газа, канализации, воды и электричества и отчаялись до предела. Особенно на фоне затрат на сочинскую Олимпиаду. Это я только что видел по каналу «Россия». Не придумал. Никому шпильку в колесо не вставляю.
Ударные эпизоды
Очень лиха битва с орками, предпринятая гномами и Бильбо при попытке сбежать из плена лесных эльфов. В этих сценах, когда гномы пытаются сплавить себя по быстрой горной реке в винных бочках эльфов, половина юмора всего второго «Хоббита».
Наш вариант рекламного слогана
Бей некромантов, смаугов жуй. Прячься в сортиры, чиновник-буржуй.
P.S. В фильме все-таки можно услышать оригинальный голос Камбербетча, ведь он озвучивает обоих главных злодеев — кроме дракона еще и Некроманта. Дракона дублируют. А особый язык Некроманта и подручных ему мерзких орков переводят с помощью субтитров. Тут-то и слышен баритон Камбербетча во всей его красе. Вот-вот и он достигнет инфразвукового уровня.