Скорее напоминают внешним видом и вооружением исполинских айрон мэнов, тем более что ими управляют люди. А Годзилла в фильме не одна: их много — они клоны.
Короче, зрелище невиданное. Уже в этом его плюс.
О чем это
О том, что пришельцы-агрессоры на Землю все-таки явились.
Тоже мне новость, особенно для Голливуда последних сезонов, съязвите вы.
Новость, отвечу я. Потому что явились они не из космоса, откуда их всегда ждали, а из земных океанских глубин. Другое дело, что из глубин не вполне реальных: в тихоокеанском разломе открылся порт в иное измерение.
Ценитель монстров мексиканец Гильермо дель Торо, которого кто-то полюбил (а кто-то возненавидел — я о таких наслышан) после «Лабиринта Фавна», а кто-то после его первого «Хеллбоя», не был бы дель Торо, если бы не попытался этих своих пришельцев тщательно описать и классифицировать. Если верить фильму, они бывают четырех категорий. В финале появится чудище невиданной ранее пятой категории. Как сообщает пресс-релиз фильма, у них разный нрав и внешний вид. Но в суете боев, большинство из которых происходит в морских водах, так что пришельцев приходится в прямом смысле слова мочить (а в спокойном виде мы их не видим), почувствовать разницу сложно. Годзилла — она и есть Годзилла: хвостатый гигантский ящер-кошмар. В фильме их именуют по-японски — кайдзу.
Первый кайдзу возник из пучин в 2015-м, если правильно запомнил, году. К тому моменту, когда на шестой день его наконец уложили с помощью авиации и средств ПВО, он успел вытоптать несколько городов. Тогда люди изобрели егерей, роботов размером с небоскреб, каждым из которых управляют двое пилотов, соединенных нейронной связью. Егеря почти одолели кайдзу, но те вдруг усовершенствовались и начали хладнокровно уничтожать человекороботов.
В фильме все это — предыстория, на которую отводится минут пять, не больше. Дальше начинается собственно история. Егерей осталось всего четыре штуки (одним, четвертой категории — тут тоже категории — управляют китайцы, другим — русские с карикатурно балканской внешностью по фамилии Кайдановские: дель Торо явно ценит «Сталкера» Тарковского). Зато кайдзу стали появляться чаще, чем прежде. А потом и по двое сразу.
Судьба человечества повисла, как вы сами понимаете, на тонком волоске.
Тут-то главный негр, отвечающий за егерей, возвращает из небытия искусного молодого пилота, ушедшего из проекта после гибели в битве с кайдзу его брата. В пару к нему пробивается японская девушка. Им дают самого древнего из сохранившихся егерей — не цифрового, а аналогового, работающего на атомной энергии. В них никто не верит. Как вы полагаете, спасут они человечество или нет?
Что в этом хорошего
Неделю назад я разругал «Одинокого рейнджера», поскольку он заставляет вспомнить о конструкторе LEGO — весь сложен из готовых деталек, заимствованных из других картин.
Сейчас начну противоречить сам себе. «Тихоокеанский рубеж», строго говоря, тоже сложен из шлакоблоков. В основе фильма не только уже упомянутые «Годзиллы» и «Железный человек» (а также, все-таки соглашусь, отчасти и «Трансформеры»), но и «Монстро». И все-все фильмы, в которых неудачники становятся в итоге супергероями и спасителями человечества, причем с помощью старой техники, почти списанной в утиль. И предурацкий «День независимости» (не вдаваясь в детали, замечу, что наши в итоге одолевают иноземных супостатов с помощью очень похожей тактики).
Вообще фильм напоминает компьютерную игру. Не только потому, что очень сильно напоминает. Но и потому, что герои-пилоты, сражаясь с кайдзу, тоже ощущают себя словно бы внутри компьютерного симулятора. Они совершают телодвижения — а те отражаются нет, не в действиях некоего персонажа на экране, но в реальных действиях робота-исполина.
Первый же, кого я встретил после показа «Тихоокеанского рубежа» для московской прессы, заявил: какая ерунда! (Впрочем, во вкусах я с этим человеком, при всем уважении к нему, совпадаю редко, и вообще он продюсер. Русские продюсеры легко распознают голливудскую чушь, они умнее голливудских. Правда, никак отчего-то не могут создать конкурентоспособные картины.)
Почему же «Одинокий рейнджер» меня не завел, а «Тихоокеанский рубеж» очень даже? Магия режиссерского имени (дель Торо для меня талант, а режиссер «Рейнджера» Гор Вербински — всего лишь талантливый середняк)? Может, и магия.
Но главное вот в чем. Несмотря на то что все битвы земных монстров с чужими нарисованы на компьютере, несмотря на предсказуемость финала (конечно, ощутимо, что дель Торо был закован в наручники правил — наши обязаны победить, иначе он развернулся бы ого-го как!), в фильме есть чему сопереживать, есть драйв, есть юмор и удивительные, истинно оригинальные эпизоды. Например, здорово придуман момент синхронизации, когда два пилота, дабы управлять роботом-гигантом, должны слиться мозгами: памятью, опытом — и за мгновения все узнают друг про друга.
Да и вообще, кому как, а мне было попросту ин-те-рес-но.
Фокусы
Дель Торо не мог не пригласить своего любимого актера, одного из лучших фриков мирового кино Рона Перлмана, дважды сыгравшего в его картинах Хеллбоя. Все эпизоды с Перлманом — хохмаческие. На сей раз Рон изображает циничного коммерсанта-бандита, который зарабатывает на кайдзу: он завоевал монопольное право на использование их трупов.
Тех редких, кто досматривает фильм до окончания финальных титров (к этому моменту в наших залах не остается почти никого, тем более что кинотеатры, дабы поскорее избавиться от зрителей и сократить время между сеансами, тут же зажигают свет), ждет небольшой сюрприз. На экране вновь появляется персонаж Перлмана, и с ним происходит кое-что сверх того, что произошло в фильме.
Наш вариант рекламного слогана
Больше Годзилл, огромных и разных.
Также в прокате: фильмы мэтров нового поколения — Бруно Дюмона и Софии Копполы