«Сломленные»
Великобритания, режиссер Руфус Норрис
Надо же: даже фильмы, сделанные в жанре традиционной драмы, все еще способны изумлять. Правда, если это драмы британского или ирландского производства — английские, шотландские, ирландские режиссеры, сценаристы и актеры в них особенно сильны, не зря британское социальное кино — кинофеномен. Когда смотришь наш фильм про провинциальный быт, он за редким исключением (положительный пример: «Миннесота» Андрея Прошкина, снятая по сценарию Александра Миндадзе) кажется враньем и чернухой.
В британском киноварианте даже чернуха выглядит точным, пусть и жестким житейским наблюдением. «Сломленные», выходящие в прокат после премьеры на проходящем сейчас в Москве фестивале британского кино, — это история трех семей, живущих в соседних домах, и одной талантливой 11-летней девочки, которая готова сопереживать всем и в результате едва не погибает, потому что не может без инсулина (у нее диабет). Все семьи, прямо по Толстому, по-своему несчастливы. Подлецам в этом мире легче, хотя у моральных уродов, по фильму, тоже свои трагедии. В фильме вообще много трагедий и даже смертей. Впрочем, много и парадоксов любви. Описав фильм таким образом, прекрасно понимаю, что сотворил для него антирекламу. Кто пойдет на столь мрачное зрелище? Но поверьте, что оно того стоит. Если вы желаете когда-нибудь посмотреть кино про жизнь, которого в мире сейчас очень мало, то вот оно — перед вами. Хотя оно про провинциальную Англию (действие развивается в северном Лондоне, но это тоже провинция), вы непременно спроецируете его на себя.
Замечательны работы любимых мною актеров Тима Рота и Киллиана Мерфи, который тут, впрочем, отчасти в подыгрыше. В конечном счете не зря у фильма высокий рейтинг на www.imdb.com. И не зря он включен европейской киноакадемией, которая упорно пытается создать евроаналог «Оскара», в пятерку номинантов на приз за «Европейское открытие года». Примечания: 1) «Евро-Оскары» вручат 1 декабря. 2) Режиссер фильма Руфус Норрис, хотя и дебютант в кино, давно признан и многократно награжден как театральный постановщик. 3) На звание «еврооткрытия года» претендует и «Портрет в сумерках» нашей Ангелины Никоновой.
«В доме»
Франция, режиссер Франсуа Озон
Озон остается одним из моих любимых и самых непредсказуемых режиссеров в мире. Что общего между его фильмами «Ситком», «Под песком», «8 женщин», «Бассейн», «Пятью два», «Время прощания», «Отчаянная домохозяйка»? Общее — лишь непредсказуемость сюжетов и интеллигентная парадоксальность выводов. «В доме» при этом, пожалуй, самый изящный и забавный фильм Озона за последние годы. Не зря он уже завоевал главный приз на фестивале в Сан-Себастьяне, входящем в мировую десятку, и приз ФИПРЕССИ на фестивале в Торонто, входящем в мировую тройку. Суть в том, что 16-летний школьник начинает писать сочинения с продолжением — полноценный роман — про жизнь и семью своего одноклассника, которую он исследует с лупой как пример типичной нормальной французской семьи среднего класса.
Сочинениями увлекаются его школьный учитель литературы, который в молодости тоже имел писательские амбиции, и его жена — куратор галереи. В итоге школьный учитель литературы и его жена тоже вскоре попадают в сочинения с продолжением, и вообще перестаешь понимать, что в сочинениях 16-летнего парня (а соответственно и фильме) правда, а что вымысел (в том числе по поводу его любовных утех со взрослыми женщинами), кто в фильме — персона, а кто — персонаж романа. Сложные взаимоотношения между автором и его персонажами — любимая тема писателей и режиссеров XX века. Озон в веке XXI доводит ее до абсурда, но его юмор тонок, и фильм можно трактовать как угодно. Отчасти он о том, что вообще есть современное искусство — тут свою роль играет галерея, которую курирует жена школьного учителя литературы (она, стремясь угодить спонсорам, постоянно меняет ее наполнение. Например, организует выставку, разоблачающую диктаторов, где многие тираны XX века выставлены в виде надувных кукол из секс-шопа с женскими формами). В любом случае над умными смыслами фильма можно не задумываться — он все равно позабавит. И еще про Озона: у меня давно есть версия, что он задумал особый проект — снять в своих фильмах всех главных актрис французского кино. Снял уже многих (Катрин Денев несколько раз). На сей раз у него впервые играют Кристин Скотт Томас (британка, которую во Франции считают своей) и нынешняя жена Романа Поланского Эммануэль Сенье. Впрочем, блистательная роль и у Фабриса Лукини — именно он изображает учителя литературы.