О чем это. О парне за тридцать, лысеющем толстяке (как говорят сами создатели фильма, представителе поколения, которое так и не научилось переходить из подросткового возраста к взрослой жизни), все еще сидящем на шее у родителей. Он рассекает улицы на желтом «Хаммере», но ясно, что это родительский подарок. Он работает, но в отцовской фирме. А скорее делает вид, будто работает, — не справляется с элементарными заданиями, при этом убежден, что отец к нему придирается. Вдобавок компрометирует фирму своим внешним видом — его инфантильные футболки никак не соответствуют ее строгому офисному стилю. Его комната заполнена мальчишескими игрушками, которые он продолжает коллекционировать. Ясно, что он девственник.
Именно этот человек вдруг решает жениться, случайно встретив странную красивую брюнетку со взором, устремленным внутрь, всегда становящимся слегка испуганным, когда ее вытягивают в реальность. Беды две: она явно из другого — богемного — круга и у нее депрессия, вызванная неудачей стать знаменитой беллетристкой. Кроме того, у нее гепатит Б, но эта тема кажется в фильме притянутой за уши.
Что в этом хорошего. Тодд Солондз говорит, что его фильмы по-разному воспринимают в Америке и Европе. Для американского зрителя это частные, пусть диковинные и зачастую шокирующие, семейные истории. Для европейского — концептуальные высказывания об американском провинциальном образе жизни и даже сатира на Америку как таковую.
Солондз с такой европейской трактовкой не вполне согласен. Но, по правде сказать, после его картин, особенно «Счастья», «Сказочника» и теперь «Темной лошадки», подавать заявление на получение «грин-кард» и даже краткосрочной американской визы многим расхочется. USA Солондза — одноэтажная Америка, в которой люди одиноки, не знают радостей и живут мучительно скучно. Обе пары родителей из «Темной лошадки» — главного персонажа и его внезапной возлюбленной — ведут одинаково замкнутое тоскливое существование, не знают, о чем разговаривать, сожительствуют лишь потому, что так почему-то сложилось, и проводят одинаково бессмысленные вечера за просмотром — явно несмешных — телевизионных комических шоу. Заметим, что родителей главного персонажа изображают представители актерской элиты Миа Ферроу и Кристофер Уокен — это говорит о том, что у Солондза в Америке при всей его маргинальности очень высокая репутация.
Про Сэлму Блэр
В роли депрессивной девушки, в которую влюбился главный персонаж, одна из самых потрясающих и явно не полностью осуществившихся американских актрис Сэлма Блэр. Широкой публике она знакома по голливудским ролям в «Блондинке в законе» (где она оппонент главной героини) и двум «Хеллбоям» (где она подруга главного героя). Любопытно, что в «Темной лошадке» она фактически демонстрирует будущее своей героини из другого фильма Солондза — «Сказочник» (2001). Там она изображает совсем юную, перекрасившуюся в блондинку, но тоже заторможенную девушку, которая, мечтая о писательской карьере, посещает престижный литсеминар в колледже. И однажды вынужденно отдается преподавателю-негру — лауреату Пулитцеровской премии. Эпизод с отдачей безумно смешной.
Отдаленный родственник Солондза — Вуди Аллен. Но очень отдаленный. Аллена интересуют совсем иные герои, прежде всего интеллектуалы. Солондз в свой черед, чего никогда не допускает Аллен, абсолютно беспощаден по отношению к своим персонажам — что не мешает им вызывать в какой-то момент зрительское сочувствие.
Между тем «Темная лошадка» отличается от прежних фильмов Солондза. И тоже как минимум двумя обстоятельствами. Во-первых, в ней нет типичных для Солондза эпизодов на грани и даже за гранью фола (педофилия etc.), позволявших американской критике обвинять его в том, что он искусственно создает своим фильмам скандальную славу (я считаю обвинение беспочвенным. Уж кого-кого, а Солондза глупо упрекать в самопиаре — он не публичный человек, самоироничный и явно родствен многим своим несчастным героям). Во-вторых, впервые у Солондза явь перемешивается с фантазиями, и с какого-то момента перестаешь понимать, где в этом фильме реальность, а где глюки — и чьи именно? Неискушенный зритель может не заметить, что фильм демонстрирует фантазии не только главного персонажа, но и (вроде бы не слишком значимой для сюжета) секретарши в фирме его отца. Жизнь этой дамы в возрасте, судя по всему, настолько безысходна, что даже роман с таким инфантильным тюфяком, как главный персонаж, кажется ей несбыточной мечтой. Даму играет знаменитая — но прежде всего в Америке — актриса Донна Мерфи.
Странности. По сравнению с упомянутыми «Счастьем» и «Сказочником» «Темной лошадке» недостает нерва. Кроме того, фильм, по мне, чуточку лобовой. Прежние картины Солондза были более жесткими, но и более тонкими.
Наш вариант рекламного слогана. Имей смелость сбежать из-под родительской опеки. Не то поздно будет.
Также в прокате: нанкинская резня, плюшевый ревнивец, израильские тонкости и русская ржака
«Цветы войны» (Китай—Гонконг, режиссер Чжан Имоу) — фильм одного из самых титулованных режиссеров мира китайца Чжана Имоу про японцев как варваров. Основа — печально знаменитая нанкинская резня, учиненная японцами во время захвата тогдашней столицы Китая в 1937 году. В монастыре, который может стать единственной защитой от изнасилования и смерти (поскольку находится под протекцией западных держав и Красного Креста), укрываются и школьницы, и элитные проститутки. Японским солдатам наплевать на крест и протекцию. Тем более что настоятель погиб. Тогда настоятелем объявляет себя авантюрист-американец (главное для японцев, что человек с авторитетной для них английской речью), которого играет Бэтмен — Кристиан Бейл. На мой вкус, фильм чересчур красив, особенно в сценах ужасающих кровавых боев. Он не китайский — голливудский. В свое время Спилберг доказал, что тоже умеет снимать кино про войну. Потом Михалков решил доказать. Теперь пытается и Чжан Имоу.
«Примечание» (Израиль, режиссер Йосеф Седар) — изумительная по психологической выверенности и иронии картина, попавшая в пятерку номинантов на «Оскара» за лучший неанглоязычный фильм и награжденная на Каннском кинофестивале в 2011 году призом за лучший сценарий. Драма о противостоянии отца и сына, двух литературоведов, толкователей Талмуда — ортодокса и новатора — временами кажется сюрреалистической. Самое неожиданное, что в ней есть детективная интрига.
«Третий лишний» (в оригинале Ted, США, режиссер Сет Макфарлейн) — комедия с Марком Уолбергом, Милой Кунис (урожденной в 1983 году в Черновцах Миленой Марковной Кунис), Джованни Рибизи и редким для современного Голливуда необычным сюжетом. Суть в том, что персонаж Уолберга, у которого в детстве не было друзей, некогда попросил небеса, чтобы подаренный ему плюшевый мишка оказался живым и говорящим. И теперь, в 35-летнем возрасте, все еще делит с ним квартиру, несмотря на наличие любовницы. Мишка при этом стал жутким бабником и охальником. Пересказывать сюжет не стану — выйдет, как теперь говорят, спойлер. Отмечу, что по уровню неполиткорректности фильм может соперничать с «Южным парком». Что он отметает все нынешние яппи-ценности, как то: карьера, достаток и пр. Что слегка пересекается с «Темной лошадкой», поскольку тоже исследует проблему инфантильности 30-летних. И что у него безумный кассовый успех в Америке (194 млн долл. за пять недель — это при том, что на него не пускают детей) и высокий — 7,7 из десяти — рейтинг киноманов на www.imdb.com.
«Большая ржака!» (Россия, режиссер Виталий Москаленко) — самая большая оплошность продюсеров этой комедии — ее название. Ни один человек, считающий себя киноманом, не пойдет на фильм с уродским названием «Большая ржака!» — особенно после той якобы комедийной халтуры с участием представителей КВН и «Комеди-клаба», которую у нас в последние годы активно выплескивали на экран. Между тем Виталий Москаленко не самый последний в стране режиссер и сценарист (хотя и заставляет некоторых героев фильма чрезмерно комиковать). Сюжет явно адресует к знаменитой эксцентрической (а заодно философской) комедии Стэнли Крамера «Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир» (люди гоняются за деньгами, используя любые возможные транспортные средства. В данном случае потому, что провинциальные тележурналисты, стремясь привлечь к себе внимание центральных каналов, запустили реалити-шоу, в котором разыскивают золото Колчака). А в одной из ролей снялась Ирина Медведева, звезда «6 кадров» (из «кадров» тут также Сергей Дорогов и Андрей Кайков) и едва ли не лучшая в стране характерная актриса, которую наш большой кинематограф отчего-то игнорирует. Хотя она, похоже, может перевоплотиться в кого угодно.