Гринграсс — мастер актуального политического экшна. В его активе «Кровавое воскресенье» о знаменитом, возмутившем журналистов-международников времен СССР расстреле британской армией мирных граждан Ольстера (главный приз Берлинале — хотя что там было, и не поймешь) и «Потерянный рейс» (фильм о единственном самолете, который 11.09.2001 не был доведен террористами «Аль-Каиды» до цели, но все равно погиб со всеми пассажирами). Даже две серии коммерческого «Борна», сотворенного Гринграссом («Превосходство» и «Ультиматум») — и те политически заостренные.
Теперь Гринграсс сделал картину о захвате американского контейнеровоза сомалийскими пиратами. На сайте imdb.com у нее фантастический рейтинг — больше 8. Я тем не менее смотрел фильм с рациональным любопытством — и не более того.
О чем это
Коллега Алена Солнцева верно заметила в случае с фильмом «Диана. История любви», что сегодня в какую картину ни ткнись, везде во первых строках титров и афиш указано «основано на реальных событиях». В декабре подобных картин станет еще больше.
Однако «Капитан Филлипс» действительно основан на реальных событиях. 8 апреля 2009 года сомалийские пираты захватили американский контейнеровоз Maersk Alabama и после неудачной попытки пленить экипаж и отвести судно в свою бухту, чтобы затребовать многомиллионный выкуп у владельца, удалились на спасательном ботике с 30 тыс. долл., взятыми из сейфа судна, и заложником — капитаном Филлипсом. Филлипса играет человек с самой широкомасштабно честной физиономией в Голливуде — Том Хэнкс.
Анекдот уже в том, что гигантское судно с экипажем в три десятка человек пасует перед четверкой вооруженных «калашами» сомалийцев, пошедших на абордаж на утлой лодчонке с полусдохшим мотором. Эти пираты и их акулья лодчонка более всего напомнили мне о карикатурных разбойниках из авангардного сатирически-пародийного (теперь уместно добавить: стебного) фильма Ролана Быкова «Айболит-66».
Историю захвата Maersk Alabama вы легко найдете в интернете. Заодно поймете, что фильм Гринграсса ее слегка видоизменяет, но не принципиально.
Что в этом хорошего
Фильм — это в духе Гринграсса — погружает в самое что ни на есть подлинное происходящее. Погружает до легкой тошноты. Почти вся вторая половина фильма опущена в полутемное пространство тихоходного спасательного ботика, похожего на верхушку всплывшей подлодки. Ужас для больных клаустрофобией. В ботике примерно два метра на метр сосуществуют четверо чернокожих пиратов (один — раненый) и белокожий заложник. При этом все трясется, так как действие — на океанских волнах. Самые динамичные сцены фильма — захват контейнеровоза — тоже трясутся, ибо от океана никуда не деться.
Хитрости
Гринграсс, понимая, что находится в ситуации между двух углей (не огней, не опечатка), отважился на сценарные уловки. Ясно, что ему надо было оправдать западный мир, что нелегко, поскольку захваченное сомалийцами судно принадлежит одному из ненавистных фармацевтических монополистов мира, зарабатывающих на нашем с вами здоровье. Поэтому Гринграсс подчеркивает, что контейнеровоз переправлял помимо медикаментов фирмы Maersk еще и тонны гуманитарной помощи африканцам — то есть выходит, что пираты, напав на судно, сделали гадость населению собственного континента. Вторая уловка: среди пиратов один — тоже заложник ситуации. Не мог же Гринграсс снять фильм о том, что сомалийцы — бессердечные гады! Это 16-летний мальчик, у которого попросту нет выхода в жизни, кроме как пойти в пираты. Социально-экономико-мафиозная ситуация иного не дозволила.
Странности
Вместе с тем фильм не отвечает собственным обещаниям. Все, что сам Гринграсс говорил перед премьерным показом фильма, не осуществлено.
Гринграсс уверяет, будто делал фильм о том, к каким гадостям приводит экономическая глобализация. Дескать, и капитан контейнеровоза Филлипс, и сомалийские пираты — звенья одной цепи, в которой рули у хозяев — Уолл-стрита и глав пиратских сомалийских банд.
Это фильм о том, что целое мировое сообщество не способно справиться с такой деревенщиной, как сомалийские пираты
Все так. Но сосредотачиваешься все равно на том, что капитан — хороший, а пираты — гады.
Гринграсс якобы показывает в своем фильме, что сомалийцы пошли в пиратский бизнес лишь после того, как Запад отнял у них законную рыбу, направив в их воды свои рыболовецкие траулеры. Но положительный капитан Филлипс лично разъясняет неразумным туземцам, что они грабители-сволочи, хотя могли бы заниматься и рыболовством.
Самая же главная претензия: почему мировое сообщество, зная о пиратах вблизи Сомали, продолжает профукивать ситуацию? Американские морские котики, которые пытаются освободить капитана, выглядят, кстати, в фильме полными придурками.
Неужели торговые суда не могли нанять охранников с вооружением? Неужели они — как в фильме — отбивались от налетчиков лишь мультяшно — с помощью брандспойтов? Неужели многомиллионный выкуп был более выгоден (хотя все страны, а особенно Израиль, знают: нельзя идти на переговоры с захватчиками и платить им — иначе они потом потребуют еще больше)?
Так вот, фильм Гринграсса плох еще и тем, что не разъясняет детали. Оказывается (это я выяснил дополнительно), только после захвата Maersk Alabama ООН разрешила содержать на торговых судах вооруженных охранников.
В принципе это фильм о том, что мировое сообщество слабо. О том, почему оно не способно справиться с такой деревенщиной, как сомалийские пираты, и почему даже американская военщина в борьбе с ними ведет себя по-детски наивно. И почему на рубеже 2010-х ООН — из-за тупых компромиссов — способна подвергать свои корабли примерно тем же угрозам, каким в годы Второй мировой подвергались британские караваны военных и гуманитарных грузов для СССР, оставленные в море без охраны на потребу гитлеровским самолетам и подлодкам.
Наш вариант рекламного слогана
Пираты. Но не Карибского моря. Капитан, но не Джек и тем более не Воробей.