«Сирия совершила непозволительный акт агрессии. Мы категорически осуждаем ее действия, — заявил генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен по итогам экстренного заседания 28 стран — членов организации. — Это очередной пример пренебрежения сирийским режимом международными нормами, безопасностью и человеческой жизнью». Политик подчеркнул, что НАТО будет следить за ситуацией, а также выразил надежду, что подобный инцидент больше не повторится.
Расмуссен не стал отвечать на вопросы журналистов, остались ли эксперты НАТО удовлетворены данными, которые предоставила Турция.
После этой пресс-конференции один из представителей НАТО заявил «МН», что нынешние взаимоотношения альянса с Сирией сводятся к следующей позиции: «организация неоднократно призывала международное сообщество объединить усилия и добиться выполнения плана Аннана», который должен остановить насилие и создать правительство, представляющее весь сирийский народ. До этого, очевидно, контакты НАТО с режимом Асада не будут считаться легитимными.
Меж тем информация, которую Анкара и Дамаск сообщают относительно того, как именно в минувшую пятницу был сбит сирийский самолет-разведчик, вызывает немало вопросов.
В понедельник официальный представитель МИД Сирии Джихад Макдисси заявил СМИ, что в минувшую пятницу, 22 июня, RF-4E (модификация истребителя F-4 Phantom) был зафиксирован на радарах, потом исчез, но потом обнаружен вновь — летящим на высоте 100 м на расстоянии в 1–2 км от сирийских берегов. «Военные должны были отреагировать немедленно. Даже если бы это был сирийский самолет, его бы сбили», — заявил дипломат. По словам Макдисси, турецкий самолет ВС Сирии сбили не самонаводящимися ракетами, а пулями прибрежной артиллерии, что дает понять, насколько близко к берегу страны летел RF-4E.
Анкара же в официальном письме Совбезу ООН заявила, что турецкий RF-4E вторгся в сирийское воздушное пространство на самое короткое время и сразу его покинул, как только приборы сообщили об ошибке. Однако позже самолет настигли сирийские самонаводящиеся ракеты. Это произошло в нейтральных водах. Кроме того, согласно тексту письма, ВС страны открыли огонь еще по одному самолету из Турции, спасательному, который искал сбитых летчиков с разрешения самого Дамаска. Его сирийским военным сбить не удалось. Пилоты сбитого самолета до сих пор не найдены.
В понедельник после семичасового совещания в турецком кабинете заместитель премьер-министра Турции Бюлент Арынч заявил СМИ, что уничтожение турецкого самолета средствами ПВО Сирии не пройдет безнаказанным для Дамаска. Арынч подчеркнул, что о военном ответе речи не идет — Анкара обдумывает дипломатические и экономические способы давления.
Экстренное заседание НАТО — один из таких шагов. Турция как одна из стран — членов Североатлантического альянса созвала эту встречу на основании ст. 4 его устава. Эта статья обязывает НАТО проводить срочные консультации всякий раз, когда речь идет об угрозе территориальной целостности, политической независимости или национальной безопасности любой из стран — членов альянса. Однако в отличие от ст. 5 устава НАТО, в ст. 4 речь о применении военной силы не идет.
Впервые ст. 4 была использована для экстренного заседания НАТО в 2003 году при обсуждении войны в Ираке. Инициатором этих консультаций тоже была Турция. Нынешнее совещание по Сирии — второй случай использования ст. 4 за всю историю альянса.
После официального заявления Расмуссена премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган решил сгустить краски и предупредил, что армия страны готова дать любой отпор Сирии, если она организует хотя бы еще одну вооруженную провокацию.
По мнению Алексис Кроу, эксперта британского аналитического агентства Chatham House, на данный момент ни Турция, ни остальные члены НАТО не хотят начинать военную операцию на территории Сирии, о возможности которой неоднократно писали западные СМИ.
«Сегодня для Анкары важнее добиться громкой поддержки НАТО и других западных партнеров. Дело в том, что сирийский кризис превратился во внутреннюю проблему для самой Турции, — считает Кроу. — Поток сирийских беженцев в эту страну не уменьшается, число лагерей беженцев на турецко-сирийской границе растет. И Анкаре необходимы гарантии от Запада на случай, если эта проблема станет реальной угрозой для национальной безопасности».
По данным турецких СМИ, Анкара уже начала обсуждать с европейскими коллегами возможность создания гуманитарной буферной зоны на границе с Сирией. Она может достигать 15 км в ширину и находиться под международным контролем.
На прошлой неделе американская газета The New York Times, ссылаясь на анонимные источники в правительстве США, сообщала о том, что через лагеря сирийских беженцев на юге Турции уже несколько недель поступает оружие к боевикам, борющимся против режима президента Башара Асада на территории Сирии. Оружие закуплено на деньги Саудовской Аравии, Катара и самой Турции, сообщает издание.
Совет НАТО на вчерашнем экстренном заседании категорически осудил действия Дамаска в инциденте со сбитым сирийскими ПВО турецким самолетом-разведчиком. Сирийская версия этих событий, которая сильно отличается от турецкой, в ходе заседания не рассматривалась. Как сообщили «МН» в НАТО, заявления официального Дамаска не будут обсуждаться до тех пор, пока режим президента Башара Асада не начнет выполнять мирный план спецпосланника ООН Кофи Аннана. Но и к военной операции, как показало вчерашнее заседание, альянс не готов.


