Алжирский поворот Египта

Военные власти распустили исламистский парламент
В Египте вчера завершился второй, заключительный двухдневный тур президентских выборов. Имя победителя центризбирком обещал объявить в четверг, 21 июня, однако положит ли это конец политической неопределенности в стране, непонятно. Противостояние военных и исламистов крайне обострилось — накануне вчерашнего голосования Высший совет вооруженных сил, правящий в Египте последние полтора года,...
 

В Египте вчера завершился второй, заключительный двухдневный тур президентских выборов. Имя победителя центризбирком обещал объявить в четверг, 21 июня, однако положит ли это конец политической неопределенности в стране, непонятно. Противостояние военных и исламистов крайне обострилось — накануне вчерашнего голосования Высший совет вооруженных сил, правящий в Египте последние полтора года, распустил контролируемый исламистами парламент.

Напомним, что «Братья-мусульмане» получили наибольшее число голосов и 38% мест в Народном собрании по итогам прошедших в начале этого года выборов, что сделало их вместе с коллегами из другой исламистской партии — «Аль-Нур» (29%) силой настолько определяющей, что она провела закон, запретивший бывшим чиновникам в администрации Мубарака баллотироваться в президенты. Под этот закон попал последний при Мубараке премьер Ахмад Шафик, которого считают выдвиженцем армии. Он, однако, успешно пробил себе путь на выборы с помощью апелляций в ЦИК.

Сторонники оппонента Шафика — представителя движения «Братья-мусульмане» Мухаммада Мурси поспешили заявить вчера о победе, исчисляемой в 68% голосов, однако эти цифры никто не подтверждает. Сосредоточение в руках исламистов одновременно высшей законодательной и исполнительной власти стало бы для генералитета подлинным кошмаром. Многие эксперты уверены, что военные отдадут исполнительную власть лишь своему человеку.

Накануне голосования председатель Военного совета Хусейн Тантауи дал понять, что так просто власть в стране не уступит. Вечером 16 июня он объявил о роспуске парламента, сославшись на вердикт конституционного суда, который двумя днями ранее признал нелегитимной треть депутатского корпуса, что фактически положило конец первому постреволюционному Народному собранию. В письме на имя его руководства Тантауи сообщил, что в здание парламента не будет допущен ни один депутат. Исламисты предсказуемо ответили, что «роспуск избранного 30 млн египтян парламента подтверждает намерение военных захватить всю власть в Египте в свои руки». Прозвучали даже слова о «государственном перевороте». Если в этой ситуации ЦИК признает победителем кандадата от военных Шафика, это приведет к эскалации полноценного противостояния между властью и исламистами.

«Роспуск парламента Египта — удар по исламистам. Военные нанесли его в надежде на то, что на следующих выборах успех будет сопутствовать светским партиям», — сказал «МН» наш бывший посол в Ливии и Тунисе, ведущий научный сотрудник Центра арабских исследований Института востоковедения РАН Алексей Подцероб.

Для арабского мира в новейшей истории такие события не уникальны. К примеру, в 1991 году на первых многопартийных выборах в Алжире начал брать верх не прежде правивший «Фронт национального освобождения», а «Исламский фронт спасения». Военные действовали оперативно: второй тур отменили, ИФС запретили и ввели в стране осадное положение. За этим событием последовала многолетняя гражданская война.

Как считает Алексей Подцероб, «сложно предсказать, повторится ли в Египте алжирский сценарий». «Египтяне все-таки другой народ, и исламисты там стали более умеренными. Но конфликт между ними и армией вступил в открытую фазу, и не исключена радикализация части сторонников «Братьев-мусульман», — заявил эксперт в беседе с «МН».