Амр Муса — компромиссная фигура для представителей старого режима и разных революционных сил, у него хорошие шансы провести соединительную линию между либерал-демократами, исламистами и военными
Египетский центризбирком окончательно исключил из президентской гонки трех главных претендентов на президентский пост — Хайрата аль-Шатыра от «Братьев-мусульман», бывшего главу разведки Омара Сулеймана, поддерживаемого военными, и салафита от партии «Ан-Нур» Хазема Абу Исмаила. Примирить основные политические силы получил шанс новый фаворит президентской гонки — экс-генсек Лиги арабских государств Амр Муса.
Никто из десяти потенциальных кандидатов на пост президента Египта, не прошедших на прошлой неделе регистрацию, не смог добиться отмены этого решения ЦИК Египта. Главный кандидат от Партии свободы и справедливости, политического крыла исламистской организации «Братья-мусульмане», миллионер Хайрат аль-Шатыр был исключен из-за нескольких судимостей.
Бывший политзэк попал под амнистию только в марте 2011 года после свержения президента и пытался доказать комиссии, что амнистия аннулирует его судимости, однако ЦИК не прислушался к нему. Как отмечает египетская газета «Аль-Ахрам», согласно принятой в прошлом марте конституционной декларации Высшего совета вооруженных сил, поддержанной всенародным референдумом, комиссия не подчиняется судебным властям и подотчетна только самой себе.
Аль-Шатыр заявил, что исключение его из президентской гонки аннулирует достижения революции. «Мубарак по-прежнему управляет Египтом. Но мы продолжим бороться за революцию», — написал исключенный кандидат в своем Twitter.
Кандидат от правящего в стране ВСВС, бывший глава разведки 75-летний Омар Сулейман, тоже не прошел регистрацию в ЦИК. Избирком заявил, что Сулейман не смог набрать необходимые 30 тыс. подписей от 15 провинций. Более того, большая часть подписей в его поддержку оказалась фальшивой.
Выбыл из гонки из-за американского гражданства матери еще один популярный деятель — салафит от партии «Ан-Нур» Хазем Абу Исмаил, которого спонсирует саудовская королевская семья. Сам Абу Исмаил отрицает, что его мать имеет американский паспорт. Незадолго до объявления окончательного решения ЦИК Абу Исмаил, выступая перед своими сторонниками, призвал их устроить «исламскую революцию», если его не допустят к выборам. «Я чувствую, что это заговор», — заявил он. После этого его сторонники устроили сидячий пикет у офиса ЦИК в пригороде Каира Гелиополисе.
Окончательное решение ЦИК стало компромиссом основных противоборствующих политических сил Египта, говорят эксперты. «Видимо, было принято решение идти к демократии ровным путем, — говорит «МН» член научного совета Московского центра Карнеги исламовед Алексей Малашенко. — Сделано это было для того, чтобы не пришла какая-то очень сильная фигура от исламистов, контролирующих парламент, или военных, у которых все еще хорошие рычаги влияния». В итоге, по словам эксперта, президентом может стать некая промежуточная фигура, устраивающая всех.
Окончательный список кандидатов станет известен 26 апреля, а выборы пройдут 24 мая, но фаворитами гонки из оставшихся 13 претендентов уже называют бывшего главу МИДа и экс-генсека Лиги арабских государств 75-летнего Амра Мусу и умеренного исламиста Абдула Монейма Абуль Фатуха. «Дисквалификации определенно на руку этим двоим», — заявил Reuters политолог из Каирского университета Мустафа аль-Саид.
По данным проведенного «Аль-Ахрам» соцопроса, популярность Амра Мусы составляет 32%, больше чем у других кандидатов. Опрошенные «МН» эксперты в один голос утверждают, что, хотя на данные соцопросов в арабских странах положиться нельзя, бывший генсек ЛАГ действительно очень популярен в стране. «Однозначно против него разве что молодые революционеры, сыгравшие ключевую роль в свержении Мубарака, но особого политического веса они не имеют», — заявил «МН» старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований ИВ РАН Борис Долгов.
При этом Муса — компромиссная фигура для представителей старого режима и разных революционных сил, у него хорошие шансы провести соединительную линию между либерал-демократами, исламистами и военными, заявила «МН» старший научный сотрудник Центра Ближнего Востока британского научно-исследовательского института Чэттэм-Хаус Джейн Киннинмонт. «Он хотя и является пережитком прошлого режима и сохраняет хорошие отношения с ВСВС во главе с фельдмаршалом Тантауи, не скомпрометировал себя, как Сулейман, к тому же сразу поддержал революцию и не вызывает резкого отторжения у исламистов», — говорит Киннинмонт.
Алексей Малашенко тоже не исключает, что Муса победит на выборах, но стратегически это ничего не изменит: «Братья» не для того захватили парламент и стали доминирующей силой, чтобы идти на долгосрочные компромиссы. Муса имеет репутацию и опытен, но он слишком стар, чтобы составить кому-то серьезную конкуренцию», — говорит эксперт.
Если Мусу скорее всего поддержат политические силы, опасающаяся исламизации страны интеллигенция, то сельские жители, вероятно, предпочтут второго фаворита — умеренного исламиста Абуль Футуха. Опросы, прочащие победу Мусе, проводились только в городах, что думают в деревнях, никто не выяснял, говорит Алексей Малашенко. По данным саудовского телеканала Al Arabiya, именно он должен победить на выборах после дисквалификации основных кандидатов. «У Футуха хорошие шансы, особенно учитывая, что он вышел из «Братьев-мусульман»», — напомнила Джейн Киннинмонт. Al Arabiya утверждает, что 60-летний врач Футух, после того как покинул левое реформистское крыло «Братьев-мусульман», пользуется поддержкой и египетских секуляристов, стремящихся к демократии.
Наблюдатели напоминают, что у «Братьев-мусульман» есть еще запасной кандидат Мохаммед аль-Мурси. «Он не слишком известен, зато у него есть поддержка исламистов, с помощью которой он может выступить весьма успешно», — говорит Киннинмонт.


