Революция переходного возраста

17 февраля 00:05  | 
Год назад в Ливии началась гражданская война
В том, способны ли повстанцы построить в Ливии крепкое государство, остаются большие сомнения

Год назад в Ливийской Джамахирии Муаммара Каддафи начался политический конфликт, который быстро перерос в полноценную войну, привел к смене режима и стоил жизни самому диктатору. Пришедший на место прежних властей Переходный национальный совет пока так и не доказал, что сможет сделать жизнь Ливии лучше.

17 февраля 2011 года в Ливии случился «день гнева» — тысячи человек, уставших от диктатуры Муаммара Каддафи, вышли на улицы Бенгази, Дерны, Бани-Валида, Зинтана, Адждабии и других городов страны. Народное недовольство вылилось в отчаянное противостояние с силами полиции. К концу февраля Каддафи отдал приказ военным бомбить оппозиционные демонстрации, а после — кладбища, где погибших оппозиционеров оплакивали родственники и друзья. Вскоре в конфликт на основании резолюции Совбеза на стороне повстанцев вмешались западные страны, и в итоге гражданская война завершилась победой антиправительственных сил во главе с Переходным национальным советом (ПНС).

Однако к началу 2012 года авторитет ПНС значительно упал. Опрос, проведенный в Ливии исследовательским центром при Оксфордском университете в этом феврале, показал, что более трети жителей страны предпочли бы жить под управлением сильного авторитарного лидера.

По данным международных правозащитников, главная угроза безопасности в современной Ливии — это сами бывшие повстанцы, свергшие режим Муаммара Каддафи. Об этом говорится в февральском докладе Amnesty International. За последние пять месяцев военизированные формирования захватили, пытали и убили не менее 12 человек. ПНС в свою очередь не имеет над этими вооруженными группировками никакого контроля, утверждает Amnesty International. По данным ООН, боевики держат в заточении 8 тыс. сторонников старого режима. При Каддафи, по тем же данным, в тюрьмах сидело около 6 тыс. несправедливо осужденных.

Как сообщил арабский телеканал Al Jazeera, на текущей неделе около 100 военизированных группировок решили создать собственную структуру по обеспечению безопасности в Ливии, отдельную от правительства ПНС и не подчиняющуюся ему. Лидеры этого боевого объединения утверждают, что в ближайшие месяцы оно будет следить за тем, чтобы в стране не началось нового витка гражданской войны, а центральные власти «отвечали интересам революции».

По мнению бывшего российского посла в Ливии Вениамина Попова, главной проблемой нынешнего ливийского режима является то, что у каждого клана, контролирующего безопасность на своей территории, свои «идеалы революции». «Местнические настроения в стране до сих пор очень сильны. Каждый регион, каждый город стремится максимально продвинуть свои интересы в органах власти, — заявил эксперт «МН». — И это является главной угрозой всеобщим выборам».

На этой неделе ПНС объявил о создании верховной избирательной комиссии и о подготовке законопроекта о всеобщих выборах, которые планируется провести в июне.

«Когда был избран ныне правящий ПНС, не вся Ливия была освобождена, поэтому сейчас он не может считаться полностью легитимным представительным органом. В своем нынешнем переходном качестве правительство ПНС сильно ограничено в способности принимать решения и проводить реформы», — заявила в интервью «МН» Эллен Твист, эксперт влиятельного британского аналитического агентства Chatham House. Июньские выборы будут успешными, если они приведут к созданию правительства, обладающего большей легитимностью, чем сейчас, считает эксперт.

К настоящему времени ПНС оброс большим числом обвинений в отсутствии прозрачности, в неспособности вести диалог с народом и неэффективности. Резолюция 1970, принятая Совбезом ООН, заморозила иностранные активы 26 февраля прошлого года, когда ливийский политический конфликт стал вооруженным. В общей сложности заблокированная сумма составила около $150 млрд. Размораживать средства начали осенью, когда ПНС остался, по сути, единственной властью в стране. Однако слухи о коррупции внутри ПНС ухудшают возможность иностранных инвестиций в Ливию, заявил «МН» на условиях анонимности аналитик одного из американских консалтинговых агентств, специализирующихся на оценках рисков. По его словам, иностранные партнеры Ливии, которые способствовали освобождению активов Каддафи в пользу ПНС, ожидают, что новые власти после июньских выборов улучшат инвестиционный климат. «К сожалению, сегодня в Ливию возвращаются только крупные, прежде всего нефтяные компании, у которых здесь есть незавершенные контракты», — заявил аналитик.

По данным МВФ, нефтяной рынок в Ливии выглядит наиболее благоприятным для инвестиций. В 2010 году страна производила 1,76 млн баррелей в день, после начала революции производство упало до 22 тыс. баррелей, гласит текст январского доклада МВФ. Однако в декабре Ливии удалось восстановить производство до уровня 980 тыс. баррелей в день, а к 2012 году прогнозируется выход на довоенный уровень.

Крупнейший нефтяной партнер Ливии — итальянский концерн Eni 15 февраля заявил, что уже восстановил 80% ливийской нефтедобычи. А немецкая нефтяная компания Winterschall сообщила ранее, что по состоянию на февраль 2012 года производит на ливийских месторождениях 60% от довоенного периода. Впрочем, компания подчеркнула, что расширять сотрудничество с Ливией не собирается: необходимо заменять 50-летний трубопровод, что при нынешнем состоянии с безопасностью не представляется возможным.

«Новые крупные и тем более небольшие частные контракты не заключаются, поскольку нет никаких гарантий, что ливийские власти контролируют ситуацию в стране, — говорит наш собеседник из консалтингового агентства. — Между тем в Ливии сохраняется много возможностей для инвестиции, например, в газовую отрасль, инфраструктуру или бытовые услуги. Но в этих сферах бесполезно ждать подвижек в ближайшие месяцы, если не годы».

Из российских компаний, имевших контракты в Ливии в довоенный период, — «Газпром», «Газпром нефть» и «Татнефть» — в страну не вернулась пока только последняя. По словам аналитика компании Rye, Man amp; Gor securities Дарьи Козловой, «Татнефть», которая ведет разработку нефтяных блоков «Гадамис» и «Сирт», вернется в Ливию до июня. Задержка связана с тем, что часть оборудования во время боевых действий была сильно повреждена. «Газпром нефть» вернулась к работе на месторождении Elephant в ноябре прошлого года.