Рубрика: Европа

Убийственная экономия

Меры борьбы с бюджетным дефицитом доводят греков до суицида
В Греции не прекращаются акции протеста

В Греции не прекращаются акции протеста

«Это было убийство, а не самоубийство» — с такими плакатами вышли вчера полторы тысячи человек на демонстрацию перед зданием парламента Греции, после того как накануне на центральной площади Афин Синтагма застрелился 77-летний грек Димитрис Кристулас. В своей смерти пенсионер обвинил власти, постоянно сокращающие пенсии и соцпособия, чтобы удовлетворить требования международных кредиторов. «Я не...
 

«Это было убийство, а не самоубийство» — с такими плакатами вышли вчера полторы тысячи человек на демонстрацию перед зданием парламента Греции, после того как накануне на центральной площади Афин Синтагма застрелился 77-летний грек Димитрис Кристулас. В своей смерти пенсионер обвинил власти, постоянно сокращающие пенсии и соцпособия, чтобы удовлетворить требования международных кредиторов. «Я не могу больше бороться, единственный выход для меня — достойно покончить с собой, прежде чем мне придется рыться в мусорных баках в поисках пропитания», — написал бывший фармацевт в предсмертной записке, которую полиция обнаружила в кармане его пальто. В ней пенсионер говорил, что не может выжить на мизерную пенсию, и сравнивал нынешнее положение Греции с немецкой оккупацией в годы второй мировой войны.

В среду, сразу после смерти пожилого грека, на площади стали собираться люди с цветами и свечами, вчера прошла демонстрация протеста. Молодые греческие анархисты по своему обычаю забросали полицию камнями и «коктейлями Молотова», а стражи правопорядка ответили им светошумовыми гранатами и слезоточивым газом. Несколько человек пострадало, в том числе одна журналистка, несколько человек оказалось в полицейских участках.

С мая 2010 года Греция живет за чужой счет, постоянно сокращая зарплаты и пенсии и повышая налоги, чтобы отдать долги. Тем не менее стоимость и число греческих облигаций постоянно растут, а жесткими мерами экономии удается лишь убедить кредиторов выплатить очередной транш. Безработица в стране составляет почти 21%, при этом среди молодежи безработных почти половина. Бездомных за последние три года стало больше на четверть. Каждый четвертый грек близок к черте бедности.

Эта неутешительная экономическая статистика коррелирует с растущим числом самоубийств: с 2010 года, по данным Reuters, их стало больше на 18%, причем в одних только Афинах этот показатель увеличился за это время на четверть. В прошлом году 5 тыс. человек позвонили на горячую линию для потенциальных самоубийц — в два раза больше, чем годом ранее.

Члены партии ПАСОК — премьер-министр Лукас Пападимос и министр финансов Евангелос Венизелос — назвали случай на площади Синтагма «человеческой трагедией», но призвали отказаться от ее «политизации». Тем не менее их партнер по коалиции и главный политический соперник — лидер правоцентристской «Новой демократии» Антонис Самарас не преминул напомнить, что страна находится в «национальной депрессии» и что политики должны «вытащить греков из безнадежного состояния».

«Народный гнев так силен, что каждый день происходит нечто, что заставляет наших политиков срочно покидать официальные церемонии или рестораны», — заявил «МН» Леонидас Ойкономакис, эксперт греческого фонда европейской и международной политики ELIAMEP. Безнадежность ситуации хорошо видна и по растущему числу самоубийств, и по непрекращающимся акциям протеста и беспорядкам, считает профессор политологии Института Европейского университета во Флоренции Анна Триантафилиду.

До конца апреля в Греции пройдут досрочные парламентские выборы, однако новое правительство не изменит, а лишь закрепит и легитимирует существующую ситуацию, считают опрошенные «МН» эксперты. «Судя по свежим опросам общественного мнения, «Новая демократия» Самараса может победить, но поддержка населения составляет чуть более 20%, поэтому придется снова создавать коалицию с ПАСОК. Обе партии, чтобы ни говорили отдельные политики, — сторонники навязанных реформ», — говорит Ойкономакис.

Пересмотр условий кредитного договора, дефолт или выход из зоны евро — все эти варианты быстрее привели бы греческие дела в норму, чем полный контроль Брюсселя и постепенное экономическое удушение, на которые вынужденно согласились греческие политики, в один голос уверяют собеседники «МН». Предпосылок для большей независимости экономической политики нет, заявил «МН» профессор политологии из Афинского университета Георг Пагулатос, при любом правительстве экономическая политика не выйдет за рамки требований «тройки» (ЕЦБ, Еврокомиссия и МВФ).

В феврале «тройка» надавила на Афины, заставив парламент срочно утвердить новый пакет мер экономии, чтобы получить очередной транш помощи. В итоге после напряженных дебатов парламент покинули четыре депутата и план был принят: сокращено 15 тыс. рабочих мест в госсекторе, минимальная зарплата снижена с 750 до 600 евро, сокращена накопительная часть пенсии. Все это должно дать ежегодную экономию в размере 325 млн евро. Февральский бунт, ставший реакцией на эти меры, был самым мощным с 2008 года: в Афинах подожгли 40 зданий, пострадали десятки человек. А сегодня «тройка» уже обсуждает возможности дальнейших сокращений на 11,6 млрд евро (примерно 5,5% ВВП) в 2013–2014 годах. На прошлой неделе ее эксперты побывали в Афинах, чтобы оценить ситуацию, и в июне вернутся с очередной инспекцией. Контроль Брюсселя за исполнением мер экономии может даже вылиться в появление в Афинах постоянного наблюдателя от Еврокомиссии.