Аль-Каида» и связанные с ней силы так называемого террористического глобального джихада постепенно перемещаются из стран Ближнего Востока в страны Африки
Контекст
«Аль-Каида» и связанные с ней силы так называемого террористического глобального джихада постепенно перемещаются из стран Ближнего Востока в страны Африки, которые никогда не входили в традиционный мусульманский мир. Восстание туарегов в Мали, теракты в Сомали, Нигерии и Уганде — все эти события говорят о том, что западные спецслужбы вскоре начнут уделять гораздо большее внимание африканским экстремистским группировкам.
«Контртеррористические меры, которые предпринимали мировые державы в течение многих лет после нью-йоркских терактов 11 сентября 2001 года, ослабили глобальную сеть «Аль-Каиды» в странах Ближнего Востока, — заявила «МН» Виктория Сориа, один из авторов доклада британского аналитического центра RUSI об африканской террористической угрозе для Европы. — И теперь, чтобы перегруппироваться и восстановить силы, исламисты стремятся укрепиться в Африке».
Особенно это заметно в кризисных странах континента, где центральные власти не могут обеспечить власть закона и тем более — безопасность для своих граждан. Большинство из них не входит в число стран Северной Африки в традиционном понимании этого слова, в регион, по праву считающийся частью арабо-мусульманского мира и поэтому уже давно знакомый с исламистскими террористическими организациями.
Сегодня террористы стремятся проникнуть в страны Западной, Центральной и Восточной Африки, где мусульманское население не составляет большинства и уравновешено последователями христианских и традиционных африканских религиозных культов.
«Террористы пытаются закрепиться здесь, чтобы создать новые постоянные опорные пункты, которые позволят тренировать новых террористов с перспективой высылки их в Европу», — считает Сориа. По словам эксперта, в последнее время заметно увеличение числа иммигрантов африканского и ближневосточного происхождения, которые уезжают на историческую родину, чтобы расширить связи с экстремистскими группировками и вернуться в ЕС. «Здесь они способны не только организовать теракты, но и внушить экстремистские идеи другим людям из семей иммигрантов», — добавила собеседница «МН».
В сентябре прошлого года Пентагон официально признал, что африканские группировки в скором будущем будут способны угрожать США. Об этом заявил глава африканского командования американских ВС генерал Картер Хэм. По его словам, пока этих группировок три: хорошо известная в мусульманской Северной Африке «Аль-Каида» в странах Магриба», сомалийско-суданская «Аль-Шабааб» и нигерийская «Боко Харам».
«Аль-Каида» в странах Магриба» (АКИМ): Западная Сахара, Марокко, Мавритания, Мали, Алжир, Нигер
АКИМ уже несколько лет приковывает к себе внимание не только спецслужб, но и мировых СМИ. Не только потому, что в 2006 году Айман аз-Завахири, тогда еще заместитель Усамы Бен Ладена, а ныне глава «Аль-Каиды», заявил об объединении его организации с АКИМ и назвал это событие «костью в глотке американских и французских крестоносцев».
Организация ведет свою деятельность по всему Сахелю — территории между мусульманской Северной Африкой и ее более плодородной тропической частью. Речь идет о пограничных зонах между Марокко, Мавританией, Мали, Алжиром и Нигером. Также деятельность АКИМ была замечена в Тунисе и Ливии.
За последние шесть лет АКИМ взяла на себя ответственность за десятки нападений на военнослужащих (прежде всего, в Алжире, где и зародилась эта организация), а также похитили несколько групп европейцев.
9 декабря 2011 года АКИМ опубликовала фотографии пяти похищенных человек, предположительно, европейского происхождения, за которых террористы требовали выкуп. Фотографии вызвали интерес экспертов, так как на них среди похитивших впервые появились люди однозначно африканского происхождения. Традиционно в АКИМ чернокожие боевики из центральных частей Африки считались низкого происхождения, и им не позволялось сниматься на камеру.
АКИМ играет одну из ведущих ролей в протекании нынешнего политического кризиса в Мали. Трое ведущих военных специалистов этой организации — Абу Зейд, Мохтар Бельмохтар и Яхья Абу аль-Хаммам, фактически руководят исламистскими боевыми группировками, которые вместе с племенами туарегов за последние три месяца отбили от центральных властей Мали весь север страны.
6 апреля туарегские повстанцы объявили отвоеванные территории независимым государством, создав тем самым все предпосылки для развала Мали и превращения ее северной части в новый плацдарм для распространения террористического джихада.
«Боко Харам»: Нигерия
«Боко Харам» в переводе с языка хауса примерно означает «западное образование — грех». Изначально консервативная религиозная организация мусульманского севера Нигерии, она превратилась в экстремистскую и террористическую только три года назад.
Тогда власти страны начали расследование слухов о том, что «Боко Харам» вооружает своих последователей. Это привело к ожесточенным столкновениям между силами безопасности Нигерии и исламистами, которые унесли жизни не менее тысячи человек. Боевики «Боко Харам» использовали не только огнестрельное оружие и самодельные бомбы, но и луки с отравленными стрелами.
С тех пор «Боко Харам» стала одной из крупнейших внутренних угроз безопасности Нигерии. Последней и самой громкой серией терактов организации стали взрывы храмов, приуроченные к христианскому Рождеству 25 декабря. Боевики «Боко Харам» взорвали церковь Святой Терезы в городе Мадала, церковь Горнего Огня и Чудес в городе Джос и церковь в городе Гадака на исламском севере. Еще два взрыва прогремели в городе Даматуру: около протестантского храма и местной штаб-квартиры служб безопасности Нигерии. В общей сложности, было убито 40 человек. Большинство из них находилось в зданиях храмов.
В марте «Боко Харам» объявила о начале мирных переговоров с нигерийскими властями, однако к концу месяца террористы заявили, что отказываются от диалога и возвращаются к своим прежним методам по восстановлению в стране «халифата».
«Аль-Шабааб»: Сомали
«Аль-Шабааб» с арабского переводится как «молодые» или «ребята». Название отражает и внутреннее наполнение террористической организации. Поскольку Сомали является страной с одним из самых худших уровней жизни в мире, государственная власть там отсутствует, а территория разделена между бандитскими группировками и местными кланами — «силы джихада» здесь постоянно подпитываются молодыми людьми. Они присоединяются к «Аль-Шабааб» в поисках лучшей жизни, как правило, сразу по достижении возраста, когда их физические показатели позволяют твердо держать автомат.
Организация образовалась в 2006 году на обломках террористического Союза исламских судов, уничтоженного переходным правительством Сомали при помощи эфиопских регулярных войск. С тех пор «Аль-Шабааб» предпочитает не выходить за пределы Сомали, чтобы не вызвать новую масштабную кампанию со стороны приграничных стран.
С 2009 года у «Аль-Шабааб» внезапно появился мощный союзник. Им стала йеменская ячейка «Аль-Каиды» — так называемая «Аль-Каида» Аравийского полуострова» (АКАП). Тогда ее новым главой стал Анвар аль-Авлаки, бывший американский гражданин и идеолог, сумевший сказать новое слово в организации терактов, сделав интернет своим союзником и главной пропагандистской машиной террористического джихада.
Аль-Авлаки хотел создать прочный союз между АКАП и «Аль-Шабааб», так как Йемен и Сомали находятся по разные стороны Аденского залива. Плодом их сотрудничества могут стать многочисленные тренировочные лагеря «Аль-Каиды» в Сомали и у берегов Аденского залива.
Впрочем, 30 сентября аль-Авлаки был убит, что помешало реализации планов АКАП и «Аль-Шабааб». Тем не менее этот замысел все еще может быть реализован на фоне непрекращающейся гражданской войны в Йемене, которая только играет на руку террористам.
В случае плотных контактов с «Аль-Каидой» оперативные возможности «Аль-Шабааб» возрастут многократно. Более того, Сомали может стать для «Аль-Каиды» даже более важной стратегической точкой, чем Йемен.
- Контекст

