Эксперты считают, что гражданскую войну в Сирии невозможно остановить без качественного прорыва в международном переговорном процессе
После московских переговоров по Сирии, которые состоялись 17 июля между российским лидером Владимиром Путиным и спецпосланником ООН Кофи Аннаном, политики пришли к выводу: мирный план хоронить рано. Эта мысль противоречит американским заявлениям, которые считают, что надеяться на перемирие между режимом Башара Асада и сирийской оппозицией – неэффективно и даже аморально.
«Наша встреча сегодня проходит на фоне трагических событий в Сирии, - заявил Путин на пресс-конференции после переговоров с Аннаном вечером 17 июля. - Мы с самого начала, с самых первых Ваших шагов поддерживали и поддерживаем Ваши усилия, направленные на восстановление гражданского мира в Сирии». Накануне глава российского МИДа Сергей Лавров подчеркнул, что план Аннана видится единственной реальной возможностью принести мир в Сирию.
Кофи Аннан поблагодарил российских политиков за поддержку и выразил надежду, что Совбезу ООН удастся договориться по сирийской резолюции.
Дипломат с марта пытается добиться перемирия в Сирии, посадить представителей Асада и оппозиции за стол переговоров, а также найти точки соприкосновения между РФ и США для единой резолюции Совбеза по сирийскому кризису. Однако эти задачи по мере усугубления конфликта все больше напоминает утопию.
Формальное перемирие продержалось в Сирии с апреля по июнь и заявлением о возобновлении военных действий со стороны оппозиции. Антиправительственные силы обвинили в этом режим Асада, который, по их словам, так и не удосужился соблюдать режим прекращения огня.
Вечером 16 июля Свободная армия Сирии, объединяющая целый ряд антиправительственных боевых отрядов страны, обнародовала заявление о начале широкого наступления на все позиции войск, лояльных президенту Асаду – в том числе в населенных пунктах. По словам повстанцев, наступление станет ответом за преступления властей против сирийского народа.
17 июля бои, действительно, усилились. Особенно интенсивными они были в Дамаске, в районе Мидан. По свидетельствам горожан, оттуда примерно с 9 утра и весь день доносились звуки автоматов и взрывов. Ряд правозащитных организаций, лояльных сирийской оппозиции, сообщили о том, что войска Асада использовали против повстанцев боевые вертолеты. Эти данные косвенно подтверждаются сообщениями с сирийских аккаунтов в Twitter.
16 июля Международный комитет Красного Креста квалифицировал происходящее в Сирии как «внутренний военный конфликт», то есть как гражданскую войну. Раньше организация утверждала, что в стране есть только несколько зон активного конфликта. По данным ООН, противостояние унесло жизни более 12 тысяч человек.
На переговоры Путина с Аннаном эскалация, конечно же, отзовется, причем негативным образом, считает эксперт Московского центра Карнеги Алексей Малашенко. По его словам, начавшуюся в стране полноценную гражданскую войну невозможно остановить без качественного прорыва в международном переговорном процессе.
После встречи Путина с Аннаном, Россия остается при прежнем мнении
США и их союзники неоднократно обвиняли Москву в отсутствии этих подвижек. Российская делегация уже два раза блокировала резолюции Совбеза ООН по Сирии, которые возлагали на режим Асада основную ответственность за насилие в стране и должны были ввести против сирийских властей экономические санкции.
Как заявил «МН» российский источник, знакомый с ходом сирийских переговоров, после встречи Путина с Аннаном, Россия остается при прежнем мнении: она готова заблокировать третью резолюцию по Сирии, предложенную западными странами.
Проект резолюции дает Дамаску 10 дней на введение режима прекращения огня. Если этого не произойдет, документ предполагает введение дипломатических и экономических санкций против режима президента Башара Асада в связи с пунктом 7 устава ООН. Кроме того, этот пункт может открыть иностранным державам возможность применения военной силы против Сирии, утверждает российская сторона.
Согласно позиции РФ, режим Асада некорректно называть зачинщиком и основным виновником насилия. На данный момент именно сирийские оппозиционные силы отказываются начинать переговоры и продолжают вооруженное противостояние, по меньшей мере, не менее активно, чем правительственные войска, утверждает отечественный МИД.
«На встрече Владимира Путина с российскими послами, отвечая на вопрос одного из них по Сирии, президент заявил, что на этом направлении дипломатам нужно держать удар и несмотря ни на что не поддаваться западному давлению», - рассказал источник.
А это означает, что Москва готова и к существенному удару по своему международному имиджу. 21 июля завершается мандат миссии международных наблюдателей ООН, которые прибыли в Сирию наблюдать за реализацией мирного плана Аннана. По словам Лаврова, эта миссия стала условием для шантажа со стороны западных стран . США и их союзники дали понять, что если Россия заблокирует западный вариант резолюции Совбеза по Сирии, они заблокируют российский вариант резолюции, и это закроет путь для продления мандата наблюдателей ООН.
Дело в том, что российский текст не предполагает каких-либо санкций, но его роднит с западным вариантом один пункт. Он также предлагает продлить мандат военных наблюдателей в Сирии. Если Совбез не примет ни один из вариантов резолюции, международным наблюдателям придется покинуть сирийскую территорию. И Россия будет выглядеть главным виновником этой ситуации.
«Если Россию представят как страну, по чьей вине наблюдатели ООН покидают Сирию, это будет очень плохо с точки зрения международного имиджа, - считает эксперт Московского центра Карнеги Алексей Малашенко. – Без наблюдателей у Асада будут развязаны руки в военном отношении, и это бросит тень на Москву».
Впрочем, 16 июля официальный представитель госдепа США Сюзан Райс заявила, что страна уже не заинтересована продлить мандат военных наблюдателей – потому что мирный план Аннана уже не работает, хотя Россия и не хочет этого принять. «Сейчас безоружные наблюдатели находятся в Сирии, и каждый день рискуют своей жизнью, поскольку перемирия не существует. В то же время США как член Совбеза не могут даже пригрозить Сирии санкциями, - заявила дипломат. – Такой расклад не только не эффективен. Он просто аморален».



