Россия одобрила резолюцию Совбеза по Судану
Вечером 2 мая Совбез ООН принял резолюцию по Судану и Южному Судану, которая осудила вооруженный конфликт между двумя странами, призвала ее участников прекратить огонь и пригрозила санкциями. Этот документ, предложенный США, приняли Россия и Китай, традиционно весьма неохотно голосующие в пользу западных инициатив в Совбезе. Одобрив резолюцию, Пекин защищает свои нефтяные проекты, а Россия – подтверждает статус конструктивного партнера.
Резолюция основана на пакете предложений, выработанных Африканским союзом по преодолению суданского кризиса. Документ требует к сегодняшнему вечеру прекратить все боевые действия между Хартумом и Джубой, а также в течение 2 недель начать переговорный процесс по урегулированию конфликта. Если этого не случится, резолюция Совбеза откроет возможность для введения «невоенных санкций».
Конфликт между Суданом и отколовшимся от него в прошлом году Южным Суданом перешел в открытую фазу 19 апреля. Тогда войска «Народного освободительного движения Судана» (НОДС, нынешние руководство южносуданской Джубы) заняли нефтеносный район Хеглиг, который не может считаться частью Южного Судана ни по одному международному договору.
В ответ на это Омар аль-Башир, президент Судана, пообещал «уничтожить правителей в Джубе как насекомых» и вернуть под свой контроль не только Хеглиг, но и территорию Южного Судана. 24 апреля суданская военная авиация нанесла удар по территории своего южного соседа. Джуба восприняла это как объявление войны. С тех пор между двумя странами продолжаются вялотекущие военные действия.
Постпред США при ООН Сьюзан Райс 2 мая заявила, что единогласно одобренная резолюция Совбеза ООН – это единственный способ остановить конфликт, «который может вернуть ужасы прошлого и перекинуться на весь регион».
До начала мирных переговоров между севером и югом в 2005 году, Судан в течение 20 лет страдал от ожесточенной гражданской войны.
Россия и Китай, вопреки опасением ряда дипломатов, проголосовали за резолюцию, пусть и с оговорками. Так, постпред КНР в ООН Ли Баодун заявил: «Пекин всегда был осторожен относительно использования санкций, однако на данный момент ситуация внушает серьезные опасения». Его российский коллега Виталий Чуркин, в свою очередь, утверждал, что у Москвы есть некоторые вопросы по формулировке резолюции, однако на этот раз отечественная делегация «решила поддержать мнение Африканского Союза», который полностью одобряет текст в его нынешнем варианте.
«В отличие от Сирии, в Судане у России на данном этапе нет вообще никаких интересов, - заявил «МН» президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский. – Поэтому в случае с сирийской резолюцией Совбеза Россия жестко стоит на своем, а в случае с суданской – занимает нейтральную позицию. Конструктивная роль, которую играет РФ в сегодняшнем решении конфликта, демонстрирует остальным странам, что Россия – нормальный партнер. У нас нет принципиальной задачи противостоять любым американским инициативам вне зависимости от их характера».
По словам Ивана Сафранчука, заместителя директора Института актуальных международных проблем Дипакадемии РФ, между западными странами и Москвой наладилось взаимопонимание по суданской проблеме еще в 2011 году, когда спецпредставитель президента РФ Михаил Маргелов сыграл одну из ключевых ролей в успешных переговорах между Хартумом и Джубой о разделении Судана.
В результате этого процесса к Южному Судану перешло примерно 3/4 нефтеносных месторождений, ранее принадлежащих Хартуму. Впрочем, Джуба по-прежнему зависит от Хартума, поскольку все нефтепроводы, обслуживающие эти месторождения, проходят по территории нынешнего государства Судан.
«Единственная мировая держава, которая преследует в Судане реальный интерес – это Китай, - добавил Евгений Сатановский. – Стране необходимо защищать свои нефтяные проекты, стоимость которых колеблется в пределах $300 млн». В частности, речь идет о проекте нового нефтепровода, который будет проходить по южносуданской территории в порты Кении.
На прошлой неделе в ходе визита южносуданского президента Салвы Киира в Пекин, китайские власти пообещали предоставить юной стране инвестиции на общую сумму в $8 млрд.



