Бундестаг в четверг одобрил увеличение госгарантий ЕФФС и расширение его полномочий. Исход судьбоносного для европейской экономики голосования был ясен заранее, но распределение голосов обнажило нарастающие противоречия внутри правоцентристской коалиции Ангелы Меркель. Чем дороже обходится немецким налогоплательщикам избранная канцлером стратегия спасения еврозоны, тем меньше она находит поддержки.
За реформу, регламентирующую участие страны в общеевропейском фонде, проголосовали 523 депутата нижней палаты немецкого парламента, против высказались 85, еще трое воздержались. Теперь поправки предстоит утвердить верхней палате парламента — бундесрату.
Европейский стабилизационный фонд был создан в мае прошлого года для поддержки проблемных европейских экономик, оказавшихся на грани дефолта. Одновременно он является механизмом, препятствующим распространению кризиса по всей зоне евро.
17 европейских правительств еще в июле договорились увеличить финансовый потенциал фонда с 440 до 780 млрд евро и, что еще важнее, в условиях угрозы греческого дефолта расширить его полномочия, предоставив право скупать долги кризисных стран и помогать банкам.
Накануне голосования Ангела Меркель, обращаясь к депутатам, назвала реформу единственным способом спасти евро. Деньги германских налогоплательщиков не будут потрачены зря, убеждала канцлер, признав при этом, что в случае дефолта Греции часть этой помощи будет потеряна. Глава консервативной фракции Фолькер Каудер напомнил парламентариям, что речь идет не просто о предоставлении большей помощи Греции или создании постоянного фонда финансовой помощи: «Мы сейчас решаем, будет ли создана надежная защита от распространения долгового кризиса на финансовую отрасль и реальный сектор экономики».
Эти слова адресовались тем, кто считает, что помощь Греции — пустая трата денег немецких налогоплательщиков, так как бесполезна для греческой экономики и не меняет ситуацию в еврозоне. Участие ФРГ в стабфонде составляет 28%. Это значит, что в случае его исчерпания ей придется отдать частным инвесторам половину госбюджета — более 120 млрд евро или 1400 евро на душу населения. После одобрения реформы немецкая доля увеличилась до 211 млрд. Озабоченность немецких парламентариев объясняется тем, что долговой кризис еврозоны может развиваться по самому неблагоприятному сценарию. В случае банкротства Греции, Испании и Португалии, ФРГ придется выплатить 465 млрд, подсчитали экономисты мюнхенского института экономических исследований Ifo.
«Я не буду голосовать за реформу», — заявил депутат от Христианских демократов Клаус-Петер Вилльш. — ЕФФС только создает возможности для государств наращивать свои долги, а Германии обходится все дороже». К нему присоединились еще несколько депутатов от правящей коалиции, высказав несогласие с политикой Меркель.
Кроме того, некоторые эксперты уже говорят о том, что с учетом приближающегося дефолта Греции и экономических проблем Испании и Италии фонд даже после нынешнего увеличения недостаточно велик и в ближайшем будущем его объем придется снова нарастить. Министр финансов США Тимоти Гейтнер две недели назад призвал к этому европейцев, но Германия пока твердо отвергает эту идею.
Отрицательное решение немецкого парламента по реформе ЕФФС, соглашаются аналитики, привело бы к быстрому и неконтролируемому банкротству проблемных экономик по принципу домино, поэтому поддержка законопроекта не вызывала сомнений с самого начала. Тем более что оппозиционные социал-демократы и зеленые сразу пообещали поддержать законопроект. Однако для Ангелы Меркель это голосование стало серьезным политическим испытанием. Вопрос заключался в том, удалось ли ей провести поправки силами собственной правоцентристской коалиции (для этого против должны проголосовать менее 19 из 330 членов) или пришлось прибегнуть к помощи оппозиции. Отсутствие поддержки со стороны правящей коалиции политически ослабит канцлера и в будущем ей будет труднее убеждать парламент выделять новые субсидии проблемным странам и одобрять другие меры, необходимые для решения долгового кризиса еврозоны.
- Контекст
