Президент Сирии Башар Асад
Президент Сирии Башар Асад в своем первом за два последних месяца телеобращении к нации, транслировавшемся из Дамасского университета, сообщил, что все неприятности страны в последнее время вызваны заговором и надо бы «выяснить, кто дергает струны». При этом «бунтари и саботажники сеют хаос якобы ради свободы, а некоторым из них платят за то, что они снимают демонстрации или выступают в СМИ, другим платят за участие в манифестациях». Сирия, по оценке Асада, способна решить все свои внутренние проблемы сама, «без вмешательства со стороны».
Слова 45-летнего президента, пришедшего к власти в 2000 году после смерти его отца Хафеза, прозвучали на фоне предупреждения Евросоюза о риске утраты легитимности сирийским режимом, жестоко подавляющим своих граждан, и призыва европейцев к немедленному проведению демократических реформ в прежде спокойной 22-миллионной стране.
Президент России Дмитрий Медведев призвал накануне сирийскую оппозицию к гибкости, заметив, что, по его представлению, Асад «хочет политических изменений в своей стране, он хочет реформ», но «отчасти опоздал с ними». Сам Асад тоже признал, что припозднились, что сирийцы устали от коррупции, но это – «не повод для нарушения закона и подталкивания страны к анархии», грозящей развалом экономики. В качестве противоядия он пообещал парламентские выборы в августе и пакет экономических реформ к сентябрю этого года. Президент также приказал создать комитет по реформе конституции (не уточнив состав этого органа) и представить ему проект нового основного документа страны «в течение месяца». Сразу после разработки соответствующих механизмов пройдет национальный диалог.
Но диалог этот – «лозунг следующего этапа». И предшествовать ему должно наведение порядка в стране. А делать это приходится, посетовал Башар Асад, жесткими методами: «перед лицом опасного заговора, направленного на подрыв национального единства, у правительства не было иного выбора кроме применения силы против вооруженных террористических элементов». В боях с ними, по официальным данным, погибли 340 сирийских военнослужащих и представителей сил безопасности. В свою очередь сирийские правозащитники сообщают, что жертвами силовиков стали не менее 1,3 тыс. мирных граждан, 10 тыс. брошены в тюрьмы, а десятки тысяч после ввода танков в их города бежали за рубеж, прежде всего в Турцию.
К какой категории относятся эти люди, Асад не сказал. Пока же, по его классификации, в стране есть «вандалы – очень маленькая и представляющая незначительный срез общества группа лиц», чьи действия «не имеют ничего общего с реформами или развитием». «Вандалов» следует отличать от «мирных демонстрантов, имеющих реальные законные требования к властям». Но большинство сирийцев «не принимают участия в демонстрациях и согласны жить в существующем государстве». А это государство в любом случае «не позволит использовать недовольство для развязывания в стране насилия».
Печать арабских стран и западные СМИ замечают по поводу речи Асада, что, как бы ни повернулись события в Сирии, уже ясно, что президент не сделал выводов из истории и «повторил старые обещания». Ведь его нынешнее выступление – уже третье со времени вхождения Сирии во внутриполитический кризис. В первый раз он выступил в парламенте 30 марта, через две недели после начала волнений. Затем – по телевидению 16 апреля, объявив о намерении отменить действующий полвека закон о чрезвычайном положении. Вчера после выступления Асада около трехсот человек вышли на улицы Дамаска, скандируя: «Никакого диалога с убийцами».

