Рубрика: В мире

«Восстание палестинцам не нужно»

Палестинский лидер Махмуд Аббас ответил на вопросы «Московских новостей»
Российская политика на Ближнем Востоке вызывает у Махмуда Аббаса уважение

Российская политика на Ближнем Востоке вызывает у Махмуда Аббаса уважение

Махмуд Аббас с интересом пролистал пилотный номер «Московских новостей»

Махмуд Аббас с интересом пролистал пилотный номер «Московских новостей»

На прошлой неделе Дмитрий Медведев принимал в Москве палестинского лидера Махмуда Аббаса. Главной целью приезда палестинской делегации было заручиться поддержкой Москвы на пути к созданию государства Палестина, заявил Махмуд Аббас в интервью обозревателям «Московских новостей» Елене Супониной и Раиду Джаберу. Независимость палестинцы рассчитывают получить уже в сентябре.
 

На прошлой неделе Дмитрий Медведев принимал в Москве палестинского лидера Махмуда Аббаса. Главной целью приезда палестинской делегации было заручиться поддержкой Москвы на пути к созданию государства Палестина, заявил Махмуд Аббас в интервью обозревателям «Московских новостей» Елене Супониной и Раиду Джаберу. Независимость палестинцы рассчитывают получить уже в сентябре.
«Все сходится на сентябре»
Господин президент, как последние бурные события на Ближнем Востоке отразятся на решении проблемы Палестины? Может ли это отложить создание палестинского государства?
— Я не считаю, что происходящее в арабских странах повлияет на решение палестинской проблемы. Эти события развиваются сами по себе и обсуждение палестинской проблемы во всех международных структурах не прерывается. На протяжении всей современной истории все арабские государства поддерживают палестинцев независимо от того, какие режимы там находятся у власти. На какое-то время внимание к нашей проблеме может быть ослаблено, но это будет лишь временное явление. К примеру, если бы мы прямо сейчас потребовали созыва заседания специального общеарабского комитета по проблеме Палестины, то, возможно, с этим бы пришлось чуть повременить. Но работу этого комитета никто не остановит.
Однако тот же Египет играл важную посредническую роль между израильтянами и палестинцами, а также в деле примирения самих палестинцев.
— Египет придерживается своих прежних позиций и намерен сохранять эту активность. Только что палестинская делегация побывала в Каире и убедилась
в этом.
Палестинцы хотят вынести на Совет Безопасности ООН вопрос о международном признании государства Палестина. Но что делать, если эта инициатива провалится? Какие еще могут быть решения этой проблемы?
— Мы рассчитываем объявить о создании государства Палестина в сентябре. Для этого у нас есть как минимум три основания. Во-первых, американский президент Обама уже заявил, что хотел бы увидеть в сентябре создание государства Палестина. Во-вторых, ближневосточный квартет (Россия, США, ЕС и ООН. — «МН») тоже объявил о том, что в сентябре переговоры должны закончиться. В-третьих, мы сами, палестинцы, взяли на себя обязательство о создании всех необходимых институтов государства, чтобы все было готово к его признанию в сентябре. Если в сентябре признания не произойдет, это будет тяжелая ситуация для палестинского руководства. Будем изучать, какие меры предпринять. Пока мы не знаем, какие это будут меры. Руководство будет думать над этим. Но вообще-то  в деле создания государства Палестина все сходится на сентябре.
«Давно пора формировать правительство»
Наверное, решение вопроса о создании государства имеет больше шансов, если вы сначала преодолеете разногласия с исламским движением ХАМАС, которое контролирует сектор Газа. Когда это будет возможно?
— Проблема в том, чтобы сформировать единое правительство, состоящее из технократов и общественных деятелей. И это правительство должно уже проработать вопрос о выборах, чтобы договориться об этом. Все это решаемо в ходе работы этого правительства или даже уже после выборов. Уже давно пора проводить президентские и парламентские выборы, уже все сроки прошли. Причем эти выборы должны пройти одновременно как на Западном берегу реки Иордан, так и в секторе Газа. Никаких уж особо сложных проблем нет. Все обсуждаемо. У нас есть свобода, есть демократия.
А ХАМАС считает, что формировать правительство пока еще рано, надо продолжить диалог для решения спорных вопросов.
— Нет. Время для диалога истекло. Уже четыре года как мы ведем этот диалог. Хватит с нас этих дискуссий. Пора приступать к работе. Для того и нужно коалиционное правительство, чтобы все это обсуждать, почему нет?
Когда, кстати, вы собираетесь в Газу?
— Как только договоримся! Я готов хоть завтра. Ведь параллельно мы ведем работу на двух направлениях: по подготовке обращения в Совет Безопасности ООН и по примирению друг с другом.
Как раз сейчас вновь случился вооруженный конфликт на границе сектора Газа с Израилем. Не связываете ли вы это с тем, что кто-то хочет помешать вашим планам приехать в сектор Газа?
— Я точно не знаю. Но такого рода предположения выдвигаются — что эта напряженность возникла для того, чтобы помешать моему приезду.
Когда выборы все-таки назначат, готовы ли вы выдвинуть свою кандидатуру на следующих президентских выборах?
— Нет, я не хочу выдвигать свою кандидатуру.
«Наша позиция по Иерусалиму тверда»
Сейчас звучат предположения, что палестинцы могут выйти на новое восстание — интифаду, не выдержав продолжения оккупации, строительства поселений, обстрелов со стороны израильтян. Как вы относитесь к такой вероятности?
— Мы не делаем ставку на новую интифаду. Мы заплатили большую цену в ходе прежних вооруженных восстаний. Но это не значит, что люди не должны и не будут выходить на акции протеста. Такие народные протесты против строительства поселений, существования разделительной стены и других вещей должны происходить ежедневно. Это совсем не противоречит мирному процессу. Вот что противоречит мирному процессу — так это военные действия или вооруженное восстание.
В последнее время ходили слухи, что палестинское руководство готово якобы пойти на уступки в переговорах с израильтянами. Например, отказаться от Иерусалима как от столицы своего будущего государства. Что вы готовы обменяться с израильтянами спорными территориями. В прессе даже обсуждались утечки из важных документов, полученных телекомпанией «Аль-Джазира».  
— Все, что было сказано в этих документах об Иерусалиме, не имеет никакого отношения к действительности. Наша позиция по Иерусалиму тверда. Восточный Иерусалим — это оккупированная территория и это столица государства Палестина. И здесь не может быть никаких разговоров. Абсолютно!
А коррупция у вас есть? Это общая проблема в арабском мире.
— Готов утверждать, что в последние пять лет у нас эта проблема не стоит. Мы создали комитет по борьбе с коррупцией. Любой, кто сталкивается с коррупцией, может туда обратиться с жалобой и предъявить факты. Комитет проводит следственные действия, разбирается с каждой жалобой. Ведь когда расцветает коррупция? Когда о ней молчат! Раньше такая проблема у нас существовала. Сейчас я готов утверждать, что с этим покончено.
«Для нас важен интерес Дмитрия Медведева»
— Некоторые политологи все же не верят, что государство Палестина будет когда-либо создано, и говорят, что лучше вернуться к идее единого государства вместе с израильтянами. Что вы об этом думаете?
— Мы на такую идею ставку не делаем. Мы верим в возможность решения проблемы на основе создания двух государств. О едином государстве мы не говорим. Однако поселенческая активность израильтян приводит к тому, что и с их стороны, и с палестинской уже раздаются голоса об этом. Мол, раз израильтяне где хотят, там и строят, то давайте вернемся к идее общего государства. Такие голоса раздаются.
— А почему бы не вернуться к этой идее?
— Если вы спросите меня, то я отвечу, что я за создание государства Палестина. Потому что я хочу свое независимое государство! На тех землях, что были оккупированы в 1967 году. И чтобы оно находилось в добрососедских отношениях с Израилем.
— Может ли вам в вопросе создания помочь Россия? Каковы вообще ваши впечатления от общения с Дмитрием Медве­девым?
— Российский президент, как я заметил, внимательно следит за ситуацией в регионе, за ходом мирного процесса и за ситуацией вокруг проблемы Палестины. Недавно г-н Медведев побывал у нас в Иерихоне. Все это вызывает у нас уважение.
— По вашим ощущениям от этих встреч, становится ли роль России по отношению к палестинской проблемы активнее?
— Да, считаю, что роль России становится заметнее. Особенно важным для нас был приезд президента Дмитрия Медведева в Иерихон в январе. Министр иностранных дел Сергей Лавров только что побывал в Египте. Россия хочет играть активную роль в отношениях с арабскими государствами и в мирном процессе. У меня сложилось впечатление, что Россия также намерена  проявить большую активность в предстоящем в апреле заседании ближневосточного квартета.
—  Вы говорите, что Россия играет большую роль на Ближнем Востоке. Но 50 бронетранспортеров, которые она еще несколько лет назад предоставила палестинцам в качестве помощи, так и не прибыли в Палестину — стоят в соседней Иордании, ржавеют. Почему же такое сильное государство не может добиться доставки машин Палестине?
— Потому что израильтяне не дают этим машинам разрешения на въезд на нашу территорию. Почему — этого я не знаю. Знаю лишь, что, прежде чем отправить эти бронемашины из России, россияне сначала все согласовали с израильтянами. И разрешение было. Но как только бронетранспортеры прибыли в Иорданию, израильтяне переменили свое мнение.
— Россия вам еще и два вертолета пообещала.
— С ними все то же самое. Дискуссия между россиянами и израильтянами на их счет продолжается. То же касается легкого стрелкового оружия. Мы попросили у россиян автоматы Калашникова. Израильтяне пока не разрешают их поставку.
Не могу не задать вам вопрос, который сегодня волнует всех арабов. Какова позиция палестинцев по поводу военной операции в Ливии?
— Мы не вмешиваемся во внутренние дела арабских государств. Можно сказать, что мы занимаем выжидательную позицию и внимательно следим за ситуацией. Народы этих государств лучше знают, как определять свою судьбу. В прошлом у нас был опыт подобного вмешательства, повторения этого мы не хотим.  Народы Ливии, Египта, Туниса, Йемена и других стран лучше знают, в чем их интерес. В хадисах есть изречение пророка Мухаммада про то, что «народ Мекки лучше знает ее закоулки».