Сторонники Башара Асада немногочисленны, зато хорошо организованы
Сирия стала очередной ближневосточной страной, где народные протесты переросли в ожесточенное столкновение с властями. В субботу вечером, после того как демонстранты попытались поджечь офис правящей в стране партии БААС в порту Латакия, в город были введены войска правительственной армии. Очевидцы утверждают, что военные открыли по оппозиционерам огонь, в результате чего погибли 12 человек.
Всего за полторы недели протестов, которые начались в городе Дараа на юге страны, а в последние дни распространились на всю Сирию, погибло по разным данным около ста сирийских «несогласных». «Мы осуждаем акты насилия в Сирии и призываем местные власти выполнить требования народа, не прибегая к насилию, разрешить проведение мирных акций протеста и начать экономические и политические реформы», — заявила вчера в интервью CBS госсекретарь США Хиллари Клинтон.
Наибольшее влияние возможная дестабилизация Сирии может оказать на соседний Израиль. Стороны не могут возобновить мирные переговоры по проблеме захваченных Израилем еще в 1967 году Голанских высот. Сирия требует, чтобы израильские войска сперва полностью покинули эту территорию, а Израиль предлагает начать переговоры без предварительных условий. От развития событий в Сирии зависит ситуация в соседнем Ливане, где влияние Дамаска традиционно очень велико и сохраняется после вывода сирийских войск в 2005 году. Ливан же критически важен для безопасности Израиля, который в 2006 году вел полномасштабную войну на юге Ливана с проиранским движением «Хезболла», ныне — наиболее влиятельной политической силой страны.
По мнению подполковника Армии обороны Израиля в отставке Моше Марзука, падение режима Асада — вопрос времени: «Асад может либо реагировать на выступления еще более жестко, и тогда его ждет судьба ливийского лидера Муаммара Каддафи, оказавшегося изгоем, либо попытаться пойти на реформы, но этого окажется мало, и он должен будет уйти. Его режим обречен».
Президент Сирии Башар Асад находится у власти с 2000 года после смерти его отца, Хафеза Асада, правившего страной с 1971 года. Клан Асадов принадлежит к мусульманской шиитской секте алавитов, в то время как большую часть населения Сирии составляют мусульмане-сунниты. Алавиты составляют и костяк сирийской армии. Претензии оппозиции к Асаду вместе с тем носят не только конфессиональный характер. Придя к власти, Башар Асад попросил называть себя «президентом перемен». Однако никаких перемен за годы его правления не произошло. В стране по-прежнему высок уровень коррупции, экономическая ситуация остается тяжелой.
Израильские эксперты не питают иллюзий относительно природы арабских режимов, однако опасаются, что альтернатива им может оказаться еще хуже. «На смену режиму Башара Асада может прийти движение «Братья-мусульмане», — говорит в беседе с корреспондентами «МН» Моше Марзук, — Выступая против коррупции, они при этом выступают и против Израиля. Сегодня у них появилась реальная перспектива прихода к власти в Египте. Завтра они могут стать ключевым фактором в сирийской политической жизни. Послезавтра — спровоцировать волнения в Иордании. Все эти страны — соседи Израиля».
Впрочем, ничего конкретного предпринять Израиль сейчас не может. «Конечно, альтернатива режиму Асада может оказаться еще хуже. С другой стороны, что может быть хуже для Израиля, чем внешняя политика нынешнего сирийского президента и его связи с Ираном и шиитским движением «Хезболла», — иронизирует декан кафедры истории Ближнего Востока тель-авивского университета профессор Эяль Зисер.
Однако, считает заведующий кафедрой изучения Ислама и Ближнего Востока профессор Моше Маоз, так просто Башар Асад от власти не откажется: «если выступления оппозиции продолжатся, Асад пойдет на массирование применение силы».

