«Витесс» достался новым владельцам в очень плачевном состоянии. Тем не менее Жордании и Казаковскому удалось удержать «желто-черную» лодку на плаву, постепенно сделав из нее настоящее боевое судно
Советская власть
Голландский Арнем — небольшой городок с населением 150 тыс. человек. В год московской Олимпиады здесь проходили Паралимпийские игры, а сегодня местный футбольный клуб «Витесс», являющийся собственностью бизнесмена с постсоветского пространства, пытается доказать, что спортивный и финансовый успех совместимы даже с хозяевами из Восточной Европы.
Владеет «Витессом» Мераб Жордания — бывший футболист тбилисского «Динамо». В 1990-х он успел поработать президентом родного клуба, после чего возглавил Федерацию футбола Грузии. Во время его «правления» сборную закавказской республики начали тренировать иностранцы, а в концовке отборочного цикла «Евро-2004» командой руководил сам Жордания. Уходил же с поста руководителя футбольной федерации Мераб Леванович громко и со скандалами: Жордания находился под следствием по обвинению в сокрытии доходов и нецелевом использовании средств.
Попытку реабилитироваться грузинский функционер предпринял несколько лет назад, когда вместе с футбольным агентом и своим давним знакомым Эрвином Казаковским решил купить футбольный клуб. Партнеры рассмотрели множество вариантов, после чего остановились на Голландии и «Витессе». Имевший финансовые проблемы клуб привлек их внимание невысокой стоимостью, хорошим стадионом и небольшой зарплатной ведомостью. Кроме того, Нидерланды — одна из немногих стран, где клуб может принадлежать одному владельцу, что было обязательным критерием. Помимо «Витесса» компаньоны присматривались к «АЗ» из Алкмаара, но огромное количество футболистов на контрактах смутило Жорданию: грузинский бизнесмен хотел сразу начать делать новую команду, а не заниматься распродажей старых футболистов.
Голландские Химки
По дороге к стадиону «Витесса» не покидает ощущение, что мы едем в Химки. Арена находится на почтительном расстоянии от исторического центра города, на пути к нему нужно преодолеть мост, кругом зелено. Будто съезжаем с МКАД, только нет пробок и вся дорога занимает не более 15 минут. Даже внешний вид «Гелредома» чем-то напоминает «Арену Химки». Перед центральным входом на стадион — Аллея звезд. В этой галерее славы увековечены имена музыкантов, в разное время выступавших на «Гелредоме»: «Бон Джови», Мадонна, «Металлика», Пол Маккартни, «Рамштайн»… Сразу же вспоминается прозвище «Витесса» — Голливуд на Рейне. Арена, впрочем, собственностью клуба не является, и «желто-черные» гостят здесь на равных с музыкантами. Внутри стадиона как раз демонтируют сцену после очередного концерта.
В домашней игре мы выглядели ничуть не хуже «Анжи» — даже лучше. С тех пор остались отличные взаимоотношения с клубом, особенно с его президентом Айвазом Казиахмедовым
На Аллее звезд есть место и футболу — например, победе «Витесса» над «Аяксом» в декабре 2006 года со счетом 4:2. Событие из ряда вон выходящее, учитывая, что обычно «желто-черные» крупно проигрывают амстердамскому гранду.
Более свежие воспоминания о матчах «Витесса» живут в стенах стадиона, неподалеку от кабинета генерального директора — уже упомянутого Эрвина Казаковского. Ведущий к нему коридор украшен афишами матчей. В кабинете Казаковского хранится самый большой экземпляр, посвященный ближайшей игре. Но наш взгляд приковывают фотографии из противостояния с «Анжи» в Лиге Европы.
— После поражения от махачкалинского клуба дела «Витесса» в чемпионате Голландии пошли в гору, — шутит Казаковский. — В какой-то момент забрались аж на второе место. А если серьезно, то в домашней игре мы выглядели ничуть не хуже «Анжи» — даже лучше. С тех пор остались отличные взаимоотношения с клубом, особенно с его президентом Айвазом Казиахмедовым.
«Нас называли мафией, причем русской!»
Эрвин — человек неопределенной национальности. Родился он в Душанбе, тесно связан с Грузией, а большую часть жизни прожил в Германии. Сам же считает себя немцем, но тоскует по советским территориям. Впрочем, догадаться о его прямом отношении к Германии можно, даже не зная обо всем этом. Кабинет Казаковского настолько же аккуратен, насколько педантичен его хозяин. Ничего лишнего: рабочее место с несколькими компьютерами, кожаные кресла с диваном и стеклянным столиком между ними, необычные картины и приятная спокойная музыка. Не сбиваясь с ее неспешного ритма, некогда занимавшийся дизайном интерьеров Эрвин любезно раскрывает подробности сделки с «Витессом», делится своими впечатлениями от работы и рассказывает о дальнейших планах «черно-желтых».
К Жордании в Голландии поначалу отнеслись настороженно, признает он. Тем более что тот стал первым иностранным владельцем клуба из Эредивизие.
— Изначально мы столкнулись с огромным количеством негатива от местной прессы, — говорит Казаковский. — Нас называли мафией, причем русской! Но постепенно все нормализовалось: общественность увидела, что Мераб интересуется футболом, а не легкими деньгами. Прежде всего Жордания хочет доказать всем, что способен возглавить клуб и с нуля привести его к первому за 120 лет чемпионству.
Нужно иметь достаточно футболистов, которые смогут заменить тех, кто уйдет. Мы всегда думаем на шаг вперед
«Витесс» достался новым владельцам в очень плачевном состоянии. Тем не менее Жордании и Казаковскому удалось удержать «желто-черную» лодку на плаву, постепенно сделав из нее настоящее боевое судно. В этом сезоне «Витесс» прочно обосновался в группе лидеров, проведя на старте сезона девять матчей без поражений — как говорят, впервые в истории клуба. Не остудила пыл «Витесса» и неудача в игре с «АЗ Алкмааром»: уже в следующем туре он обыграл на выезде «Аякс».
Уроки экономики
Философия «Витесса» — воспитывать и продавать игроков. Казаковский гордится работой клубной академии и тем, что состав команды — один из самых молодых даже по меркам вечно юной голландской лиги. Из последних трансферов стоит выделить переход в «Манчестер Юнайтед» защитника Александера Бюттнера, пополнивший казну «желто-черных» на 4,5 млн евро. В ближайшее время стоит ждать продажу самого дорогого игрока команды — нападающего Вилфреда Бони. По признанию гендиректора «Витесса», ивуарийцем уже интересовались в России и Англии.
— Деньги хочется не только тратить, но и зарабатывать, — замечает Казаковский. — Мы планируем выйти на самоокупаемость. Как при этом решать спортивные задачи? Иметь достаточно футболистов, которые смогут заменить тех, кто уйдет. Мы всегда думаем на шаг вперед. Если тот же Бони будет продан, нам есть, кем его заменить.
Но деньги деньгам рознь. Продавать лидеров конкурентам «Витесс» не хочет. Казаковский приводит в пример Марко ван Гинкела — воспитанника «желто-черных», к 20 годам доросшего до уровня сборной Голландии. Его хотел видеть в своих рядах «Аякс», но в «Витессе» от предложения амстердамцев отказались. Тратить большие деньги в Арнеме тоже не любят. Несмотря на то что со времен «грузинской революции» прошло уже несколько лет, самой дорогой покупкой в истории клуба остается трансфер из «Роды» бельгийца Боба Питерса за 6 млн евро, датированный сезоном-2000/01.
Насколько мне известно, Абрамович консультировался с Жорданией перед покупкой «Челси», Мераб с Романом — когда приобретал «Витесс». Но речь о финансовой помощи не шла, они по-товарищески спрашивали друг у друга совета
Помощь Абрамовича
В будущем «фабрика звезд» обещает быть более плодовитой: в самом разгаре строительство новой клубной базы, которая будет рассчитана не только на основной состав и должна стать лучшей в Голландии. Осмотр строящихся территорий усомниться в прогнозах не дал: проект действительно серьезен и масштабен, начиная от самой настоящей арены на территории базы и заканчивая комнатами для обуви размером с раздевалки «Лужников». Запуск планируется на февраль следующего года.
Некоторые идеи местные архитекторы подсмотрели в Кобхэме, где располагается тренировочная база лондонского «Челси». Представители «Витесса» оказались там неслучайно: Мераб Жордания и Роман Абрамович давние приятели. Поговаривают, что бывший губернатор Чукотки даже профинансировал сделку с «Витессом». Когда мы спрашиваем об этом Казаковского, гендиректор «Витесса» уходит от прямого ответа.
— Насколько мне известно, Абрамович консультировался с Жорданией перед покупкой «Челси», Мераб с Романом — когда приобретал «Витесс». Но речь о финансовой помощи не шла, они по-товарищески спрашивали друг у друга совета, — осторожно говорит Эрвин.
Тем не менее контакт между двумя клубам имеется. В составе «желто-черных» выступают три молодых игрока, взятых в аренду у «Челси». Это голландский защитник Патрик ван Аанхолт, чешский игрок обороны Томаш Калач и французский вингер Гаэль Какюта. Но молодежью «Витесс» интересуется всякой, в том числе нашей. Пока в рабочем блокноте Казаковского лишь имена малоизвестные дублеров, но не исключено, что вскоре российское представительство в Эридивизие не будет ограничиваться одним Дмитрием Булыкиным. Грузин, например, в команде уже трое, включая капитана «Витесса» Гурама Кашию.
Наличие четкой стратегии выгодно отличает «желто-черных» от большинства российских клубов, перебивающихся дотациями из региональных бюджетов. «Витесс» во многом похож на «Краснодар» — симпатичный проект бизнесмена Сергея Галицкого, но руководители «желто-черных» наверняка предпочли бы, чтобы достижения клуба позволили ему встать в один ряд с ЦСКА. Тем более что Жордания приятельствует с Евгением Гинером. Армейцы как никто в России умеют раскрывать потенциал малоизвестных футболистов и зарабатывать на них, не ослабляя команду. Это то, к чему стремится «Витесс». А наличие у «желто-черных» советчиков из Лондона позволяет думать, что самые амбициозные планы руководителей клуба будут реализованы.
Также в разделе

ПФЛ возвращает себе второй дивизион
Николай Толстых реанимировал свою лигу- Контекст




