Отныне УЕФА будет сам продавать телевизионные права на официальные матчи национальных сборных.
Реализовывать телеправа доверено специальному агентству CAA-11. Предполагается, что по итогам отборочных циклов каждой национальной федерации будет выплачена причитающаяся доля, зависящая от результатов выступления ее сборной и интереса, который вызовут ее матчи. Похожую схему УЕФА использует в Лиге чемпионов и Лиге Европы, и клубы пока не жаловались.
Для национальных федераций, и РФС в частности, известие не стало неожиданностью. Прежде чем переделить рынок, УЕФА больше года вел с ними консультации. От России в них участвовал Андрей Балашов – в 2011 году он сначала возглавлял коммерческий департамент РФС, а затем занимал пост генерального директора.
«Доходы РФС при новой схеме реализации телеправ не только не сократятся, а скорее увеличатся, — заявил «МН» Андрей Балашов. – Схема получается линейной и более прозрачной, а значит, повысится конкурентность предложений. Так что поступления в бюджет РФС не должны пострадать. А что касается откатных схем, так и при прежнем механизме для них не было особых возможностей. Кто и кому будет откатывать? Покупающим права телеканалам? В этом нет никакого смысла». Единственное, что может пострадать, это рекламное время РФС во время трансляций. Ранее каналы выделяли спонсорам Российского футбольного союза несколько рекламных минут в эфире во время футбольных трансляций.
Сейчас матчи сборной России поделены между двумя федеральными каналами: домашние встречи принадлежат ВГТРК, гостевые – Первому. Андрей Балашов, уверен, что УЕФА оставит сборную России в открытом доступе, и не решится продать телетрансляции платным спутниковым телеканалам, сколько бы они не предложили. «История, когда РФПЛ за большие для себя деньги продала свои телеправа на «НТВ-плюс», и получился большой скандал, вряд ли повторится, – говорит Балашов. – УЕФА собирается действовать очень аккуратно, и будет внимательно прислушиваться к РФС в этом вопросе».
Из действующих сотрудников РФС оперативно прокомментировать ситуацию никто не смог. В Доме футбола еще досконально не разобрались с наследием предыдущего его главы Сергея Фурсенко. На момент его отставки долг РФС превышал 1 млрд. рублей, ночасть финансовых документов исчезла вместе с Фурсенко, и сейчас проясняется, какие коммерческие права вообще остались у РФС, какие переданы посредникам, а какие уже реализованы.
Точно известно, что 500 млн. рублей задолженности составляет кредит, выданный банком «Россия» в начале этого года под залог коммерческих и телевизионных прав. И, похоже, кредиторам не о чем пока беспокоиться. «Права на вещание – довольно ликвидный актив, под который РФС вполне мог взять кредит в банке, -- говорит Андрей Балашов. – При новой схеме их реализации через УЕФА, актив этот не потерял в ликвидности, доход РФС не сократится, а значит, размер залога не уменьшится».
Вполне возможно, УЕФА не остановится в своих финансовых реформах. Взяв под контроль телевизионные права сборных, ведомство Мишеля Платини может попытаться захватить bчасть коммерческих. Похожая схема реализована в Лиге чемпионов: там создан свой пул из шести крупных спонсоров, в число которых с текущего сезона вошел и «Газпром», и телеканалы, транслирующие матчи главного клубного турнира Европы, обязаны показывать блоки рекламы, присланные из УЕФА. Так что не исключено, через несколько лет финансовая зависимость национальных футбольных федераций от Мишеля Платини будет ещекрепче.
- Контекст





