УЕФА подталкивает болельщиков к карнавальному стилю боления
Философию сменили даже вечно хмурые русские. Банальные бело-сине-красные шарфики убраны в гардеробы. Теперь настоящий русский болельщик даже в июне в Варшаве в плюс 30 носит шапку-ушанку или буденовку. В крайнем случае бескозырку, папаху или фуражку. С остальным костюмом приходится импровизировать. Сборная России за двадцать лет своего существования так и не обзавелась узнаваемой формой, такой как «шашечные» футболки у хорватов или кроваво-красные с золотыми лампасами у испанцев. Так что многие из русских выходят из положения без помощи дизайнеров «Адидас». В ход чаще всего идут тельняшки или красные косоворотки, похоже, что похищенные для футбольных нужд из местных ансамблей народного творчества. В руках может быть еще один символ национальной принадлежности, такой как балалайка, и поляки благодарны, что не автомат Калашникова.
Это всеобщий тренд: греки ходят в доспехах своих очень далеких предков, ирландцы носят помятые цилиндры леприконов, голландцы залазят в жаркие костюмы львов, а немцы, бывает, переодеваются в кожаные короткие штаны на лямках. И УЕФА мягко подталкивает болельщиков именно к такому стилю боления. На всей рекламной продукции с использованием символики «Евро-2012» используется образ болельщика с обязательно раскрашенной в цвета национального флага улыбчивой физиономией. В Европейском футбольном союзе не признаются в этом открыто, но здесь существует негласное правило ни в коем случае не показывать во время телевизионных трансляций агрессивные лица и жесты. Эмоции допускаются только положительные или трогательные – радость или слезы, и приоритет отдается болельщикам, в чьих костюмах нет милитаристской символики.
УЕФА старательно не замечает фанатских группировок и тщательно дистанцируется от любого криминала. Официальные лица редко дают публичные комментарии даже когда штрафуют федерации за брошенные их болельщиками файеры. Чиновники УЕФА как бы всячески подчеркивают, что чемпионат Европы – это что-то типа карнавала, и похоже, что постепенно добиваются своего. Создание фан-зон продолжает эту философию.
Следующим этапом, должно быть, станет музыкальная составляющая. «Евро-2012» явно не хватает взрывающего мозг хита, такого, каким четыре года назад стал отрывок песни Seven Nation Army. Его включали после каждого взятия ворот, и трибуны до сих пор нет-нет, но исполнят его, требуя очередной гол. Еще больше приличного футбольного хита не хватает сборной России. Перед «Евро-2012» РФС по традиции записал гимн российской команды, и его даже исполняли на польских стадионах перед нашими играми. Но восторг от музыки Пахмутовой на слова Добронравова и у европейцев, и у россиян был, мягко говоря, не бешеный. Чемпионами же «Евро-2012» в футбольном пении выступили ирландцы. Секрет их успеха прост – известный на весь мир суперхит (например, Yellow Submarine), наложенные на него свои незамысловатые слова, типа «кто тут парень в зеленом, снимай, снимай ботинок!», тот самый ботинок в руке и неограниченное количество алкоголя способны творить чудеса.
Ирландцы – вообще идеальные болельщики для карнавалов, который хочет устраивать каждые четыре год УЕФА. Несмотря на всю свою безбашенность, «парни в зеленом» принципиально не участвуют в фанатских войнах. Впрочем, на этом чемпионате Европы каждая футбольная нация имела свое лицо. Испанцы – чуть ли не единственные, кого можно встретить не только в пивных, но и в музеях и соборах. Хорваты – одни из немногих, кто мог составить ирландцам конкуренцию в вокале. Шведы одевались в костюмы человека-паука, только желто-синих цветов, и в таком виде пугали таксистов. И почти все в париках национальных расцветок – это главная болельщицкая фишка «Евро-2012», такая как, например, в ЮАР были вувузелы.
А датчане поражали своей живучестью: заказ «14 рюмок водки и 14 пива и принципиально никакой закуски», сделанный в полдень, удивил даже похмелявшихся в Старом городе Варшавы русских. А те, помимо всего прочего, всем запомнились тем, что приехали с женами. Во всей Европе выезд на футбол считается сугубо мужским развлечением, реализацией своего права на несколько дней скинуть с себя обязанности примерного семьянина. И датчане, проглотив свою водку, через дно пивных кружек, должно быть, с искренним непониманием и сочувствием посматривали в сторону российских коллег.





