Рубрика: Футбол

«Ляпы — штука не редкая и не всегда заметная»

Спортивные комментаторы об анекдотах, перлах и футболе
01 апреля 22:25Анастасия Степина
«Болельщики любят, чтобы им что-то объясняли, несмотря на то, что все разбираются в футболе лучше, чем главный тренер сборной Бразилии»

«Болельщики любят, чтобы им что-то объясняли, несмотря на то, что все разбираются в футболе лучше, чем главный тренер сборной Бразилии»

С трибун польских и украинских стадионов «Евро-2012» увидят около 100 тысяч россиян. Остальные миллионы наших соотечественников будут внимать футбольному празднику через телеэкраны. На целых три недели верными друзьями болельщиков станут комментаторы «Первого» и «России» - каналов, которые будут показывать матчи чемпионата Европы. Правда, общение будет односторонним: на ваше возмущенное «Ну не было же офсайда» комментатор не ответит, зато у него обязательно найдется для вас байка или каламбур. Перед тем, как проводить российских телепосланников на «Евро-2012», «МН» задали им вечный вопрос «Для чего нужны комментаторы?» и на дорожку попросили припомнить какую-нибудь веселую историю об их работе.
 

С трибун польских и украинских стадионов «Евро-2012» увидят около 100 тысяч россиян. Остальные миллионы наших соотечественников будут внимать футбольному празднику через телеэкраны. На целых три недели верными друзьями болельщиков станут комментаторы «Первого» и «России» - каналов, которые будут показывать матчи чемпионата Европы. Правда, общение будет односторонним: на ваше возмущенное «Ну не было же офсайда» комментатор не ответит, зато у него обязательно найдется для вас байка или каламбур. Перед тем, как проводить российских телепосланников на «Евро-2012», «МН» задали им вечный вопрос «Для чего нужны комментаторы?» и на дорожку попросили припомнить какую-нибудь веселую историю об их работе.

 




Виктор Гусев, 56 лет («Первый канал»)

«Комментатор - все-таки фигура второстепенная, каким бы хорошим он ни был и каким бы авторским ни был его подход к матчу. Главное — футбол, и комментатор не должен об этом забывать. Зритель, в принципе, может смотреть игру и без комментатора. Но, во-первых, это уже привычка. Если вы отключите звук, вам будет чего-то не хватать. Во-вторых, многие смотрят футбол дома. Человек куда-то отходит, отвлекается, а комментатор концентрирует внимание зрителей. Он своими интонациями вызывает их обратно к экрану в какой-то важный момент матча».

«Ляпы комментаторские — это когда комментатор просто ошибается: путает футболистов, неправильно сообщает какой-то факт из истории. Вот это ляпы, это ошибка. А то, что называют перлами — это жемчужины! У меня было много таких случаев. Помню, комментировал какой-то матч. Там у московского «Спартака» была непростая внутренняя ситуация, тренеры менялись, было много травм. Многие винили неправильную подготовку команды к сезону. И вот эта тема травм в «Спартаке» — она так на слуху была… И вот по ходу игры на кромке поля появляется запасной игрок. Сейчас должна произойти замена. Футболист по фамилии Мор выходит на поле, и я, совершенно не думая ни о чем, говорю: вот Мор пришёл в «Спартак» из дубля».


Андрей Голованов, 37 лет («Первый канал»)

«Очевидно, что поскольку существует футбол, то должны быть и люди, которые об этом рассказывают и стараются, как вы говорите, — для чайников — объяснять какие-то вещи, чтобы делать зрелище понятным, интересным, познавательным, может быть даже в какой-то степени прикольным».

«Я стараюсь в своей работе ляпов не допускать, поэтому мне сложно вспомнить. Я стараюсь держать в голове матчи, на которых я работал, и которые остались в моей памяти, а не свои ошибки».


Геннадий Орлов, 67 лет («Первый канал»)

«Комментатор — это все-таки собеседник, и если человек, сидящий у экрана телевизора, вдруг говорит: “Да, я так же думаю, как и комментатор!”, значит, всё — произошло соединение в эфире. Для коммуникации, для общения нужен комментатор, чтобы человек не один все это воспринимал, а слышал еще чье-то мнение».

«У меня хороший эпизод был после недавнего матча с «Анжи», когда на пресс-конференции кто-то попросил тренера Лучано Спаллетти отдать меня в аренду в Махачкалу. «Лучано! Дайте нам Орлова хотя бы на первый круг!». На что Спаллетти сказал: «Он — очень дорогой». Это шутка, но на самом деле его я понимаю. Как и остальных представителей немосковских клубов, которые хотели бы, чтобы кто-то больше рассказывал именно об их командах, а не о столичных, о которых твердят на центральных телеканалах».


Роман Трушечкин, 35 лет (канал «Россия»)

«Комментатор должен вводить зрителя в информационный контекст. Он должен рассказывать об игроках, о том, что происходит в их жизни, а в их жизни, в отличие от комментаторской, всегда происходит что-то интересное. Вообще, футбол лучше всего смотреть с трибуны, если ты знаешь правила. А людей, не знающих правила, даже хотя бы в общем, нет — даже среди женщин. Но когда футбол стали показывать по телевидению, комментатор стал необходим. Не может быть два часа в эфире тишины, хотя, конечно, футбол — это шумный вид спорта».

«Оговорки всегда бывают… Оговорился, потом исправился. Мне трудно вспомнить какие-то такие вещи».


Александр Гришин, 33 года (канал «Россия»)

«Болельщики любят, чтобы им что-то объясняли, несмотря на то, что все разбираются в футболе лучше, чем главный тренер сборной Бразилии. Тем не менее, все равно все хотят лежать на диване и получать удовольствие, а не самим пытаться вдумываться в эту игру. Комментатор, собственно, тем и занимается, что разъясняет любителям футбола, что происходит на поле».

«Самая забавная  — это, пожалуй, история, которая произошла как раз на прошлом чемпионате Европы, куда я ездил корреспондентом. Нужно было снять болельщиков. Мы там записывали прямое включение со студией. И в итоге я выходил в эфир, сидя у испанского фаната на плечах. Вокруг летали мячи, меня пытались оборачивать флагами, шарфами и громко-громко кричали».


Владимир Стогниенко, 31 год (канал «Россия»)

«Комментаторы нужны для того, чтобы добавлять эмоции и чтобы зритель чувствовал себя более вовлеченным в процесс футбола. Потому что, в отличие от стадиона, где человек сидит в окружении других людей, подпитывается эмоционально (общается с ними, обменивается какими-то репликами и вообще чувствует себя частью заинтересованного сообщества), возле экрана этого не происходит. Когда человек слушает и фактически общается с комментатором, он и непосредственно футбол обсуждает, и чувствует себя более вовлеченным в процесс».

«Мне почему-то постоянно задают этот вопрос, но за последние 12 лет, что я работаю, у меня не было ни одной забавной истории. Безусловно, какие-то вещи бывали, мелочь какую-то ляпнул в эфир, но это часть рабочего процесса, и они практически сразу забываются».


Дмитрий Градиленко, 42 года (канал «Россия»)

«Многие зрители не знают каких-то околофутбольных моментов, для этого и существуют люди, которые рассказывают много интересного, которые готовятся к этому, собирают информацию. Они не просто будут тупо рассказывать, как мяч летает слева направо и справа налево. Их задача проинформировать, что за команды играют, что за футболисты».

«Как-то раз, когда я комментировал матч, была влажная погода, скользкое поле. Я сказал одно слово в эфир. И тут же режиссеры мне говорят: «Дима, это неправильно!». С тех пор я зарубил себе это на носу, и всегда произношу это слово верно. Так вот я у вас хочу спросить, как будет по-русски правильно: поскользнулся или подскользнулся?».


Александр Ткачев, 39 лет (канал «Россия»)

«В принципе, задача комментатора — сделать для телезрителя праздник. Хотя с другой стороны комментатор не может превратить унылое действо в шедевр».

«Вообще, ляпы — штука не редкая, они даже не всегда заметны телезрителю, но иногда происходят впечатляющие вещи. Вот как-то давно мне пришлось целый сезон комментировать домашние матчи команды «Торпедо-ЗИЛ». Это было довольно скучное занятие. И вот в одном матче уже 90 минут закончились, судья несколько добавил, все идет к концу, и, в принципе, все футболисты уже тоже собираются заканчивать, счёт 0:0 — ничего не происходило. Но вдруг полузащитник «Торпедо-ЗИЛ» ускоряется и метров так с 35-40 сильно бьет по мячу. Это вызывает удивление всех 25 человек, оставшихся на трибуне, а главное — и вратаря соперников: мяч перед ним отскакивает и попадает в ворота. Счет становится 1:0, ну и сразу практически матч заканчивается.

Я, естественно, говорю: «Ну все-таки гол! Смотрите, какая радость!» И в этот момент мне по связи сообщают, что мы гол не показали. Пытаюсь как-то обыграть: «Ну, к сожалению, гол вы не увидели. Сейчас вы увидите его на повторе…». Мне отвечают: «На повторе его тоже не будет». Как выяснилось, просмотр этого бессодержательного матча настолько всех утомил, что режиссер сказал оператору: «Смотрите, как красиво летят птицы…». Какая-то стая летела над Москвой. Все операторы со всех камер переключились и решили снять «В мире животных» - никто не верил, что в этом матче может что-то быть. В итоге я оказался единственным человеком, помимо этих двадцати пяти, не ушедших со стадиона, кто видел этот гол. Все остальные по телевизору смотрели, как птицы летели».