Подготовка сборной России к сезону была многогранной
Руководители нашего биатлона, похоже, затеяли серьезный эксперимент: успешно выступить в сезоне, совершив при подготовке к нему максимально нелогичные шаги. В этом наверняка есть свой тонкий расчет: после такого на домашней Олимпиаде в Сочи будет уже ничего не страшно. «МН» собрали самые большие странности, произошедшие с нашей командой в межсезонье.
Как поменять тренера
Начиная с лета у биатлонной сборной больше нет главного тренера. Кстати, единственной из сборных России по всем летним и зимним олимпийским видам спорта. Об этой долгой интриге в свое время «МН» неоднократно писали. Суть в том, что руководители Союза биатлонистов России (СБР) решили обойтись без главного тренера Валерия Польховского — под предлогом дублирования его функций старшими тренерами мужской и женской команд. Министерство спорта как главный работодатель долго-долго не соглашалось и грозило карами, а потом неожиданно успокоилось.
Собственно, нелогичность даже не в этом — в конце концов люди так видят управление спортивным коллективом. А в том, что якобы ненужные функции Польховского фактически стали исполнять два человека: вице-президент СБР по спорту высших достижений Виктор Майгуров и государственный тренер Владимир Барнашов. Первый на таком уровне никогда не был практикующим тренером. Второй прославился тем, что удостоился пародии телепередачи «Большая разница». В ней Барнашов (не очень удачно отработавший главным тренером в 2009–2011 годах) произносит свою знаменитую фразу: «Ничего страшного, мы готовимся к главному старту сезона».
Как попасть в сборную
Убрав позицию главного тренера, представители СБР встали перед новым вызовом: так сформулировать критерии отбора к главным стартам предстоящего сезона, чтобы они были бы максимально не похожи на прошлогоднюю версию от Польховского. Сначала в конце августа демократично опубликовали проект. После его прочтения стало понятно: убрано даже подобие свободной конкуренции. Почти весь состав сборной теперь определяется не объективными результатами по набранным очкам, а мнением тренеров, причем выбор ограничен теми, кто проходил все летне-осенние сборы в составе национальной команды. В результате бурного обсуждения на сентябрьском тренерском совете возможность попадания в состав была чуть расширена — примерно до вероятности выигрыша в моментальную лотерею.
Собственно, нелогичность даже не в этом — в конце концов люди так видят процедуру отбора лучших, им за это отвечать. А в том, что руководители сборной России сами себе сузили возможность выбора и альтернативных вариантов в случае ошибок. Известное выражение «тренер не враг самому себе» после этого биатлонного межсезонья наполнилось новым смыслом.
Как избавиться от сборной
По сравнению с прошлым сезоном существенно снизилось значение команд Б. Точнее, теперь они называются молодежными (резервными) сборными с весьма сомнительной коммуникацией с основным составом. Мужчин тренирует Михаил Ткаченко (Минспорт возражал и против его кандидатуры, но также сдал назад), женщин — Леонид Гурьев. Совместных тренировок в первой национальной командой в отличие от прошлого сезона не проводилось. Более того, тот же Гурьев принял (или его попросили принять) решение о том, что его девушки изначально не будут конкурировать за место на этапах Кубка мира и сосредоточатся только на внутрироссийских стартах, этапах Кубка IBU и чемпионате Европы.
Собственно, нелогичность даже не в этом — в конце концов так люди видят подготовку доверенных им людей. А в том, что год назад именно представители команды Б Ольга Вилухина и Дмитрий Малышко стали главными открытиями сборной России. Одно утешение: возможно, во всех этих странностях есть своя невидимая логика. Совсем скоро узнаем.



