Рубрика: Биатлон

Биатлон превратился в убыточный бизнес

Российские биатлонисты каждый новый сезон выступают хуже предыдущего
Антон Шипулин

Антон Шипулин выиграл одну из двух бронзовых медалей

В воскресенье в Рупольдинге завершился чемпионат мира по биатлону. Осторожные прогнозы, данные «МН» перед стартом турнира, были опровергнуты — сборная России выступила еще невнятнее, чем представлялось в теории. Две бронзовые медали — это худший результат в 20-летней постсоветской истории. Самое плохое, что никто из причастных к процессу людей, похоже, толком не понимает, что делать дальше. Каждый новый сезон российский биатлон достигает очередного дна, но снизу продолжают стучать.
 

В воскресенье в Рупольдинге завершился чемпионат мира по биатлону. Осторожные прогнозы, данные «МН» перед стартом турнира, были опровергнуты — сборная России выступила еще невнятнее, чем представлялось в теории. Две бронзовые медали — это худший результат в 20-летней постсоветской истории. Самое плохое, что никто из причастных к процессу людей, похоже, толком не понимает, что делать дальше. Каждый новый сезон российский биатлон достигает очередного дна, но снизу продолжают стучать.

Еще никогда с 1993 года, когда российские биатлонисты впервые выступили отдельной командой, мы не падали столь низко. Две бронзовые медали и седьмое общекомандное место — это абсолютный антирекорд. Ранее ни одной победы мы не одерживали в 1993, 1995, 1999 и 2011 годах, но общее количество и ценность медалей в тех случаях были гораздо выше. Говоря иначе, в Рупольдинге сборная России получила самый громкий провал.

Бизнесмен и политик Михаил Прохоров пришел в российский биатлон осенью 2008 года — сразу после сверхуспешного для сборной России чемпионата мира в Эстерсунде. Там было завоевано 11 медалей, из которых три были победными. Казалось, что теперь у этого вида спорта и вовсе наступит золотой век: спортсмены измучались двухлетним финансовым и идеологическим противостоянием с экс-президентом Александром Тихоновым, и фигура олигарха, способного одной платежкой и добрым словом разрешить все накопившиеся проблемы, виделась просто идеальной.

Однако все сразу пошло не так. Через три месяца после вступления в должность разразился допинговый скандал с тремя звездами команды — Екатериной Юрьевой, Альбиной Ахатовой и Дмитрием Ярошенко. Обвинять в этом новую управленческую команду вряд ли справедливо, но неграциозность, с которой «эффективные менеджеры» во главе с тогдашним исполнительным директором Еленой Аникиной пытались разрешить ситуацию, неприятно поразила уже тогда. Впрочем, ошибка с назначением Аникиной была быстро исправлена — летом 2009 года на пост исполнительного директора (то есть, человека «на хозяйстве» от Прохорова) пришел известный спортивный управленец Сергей Кущенко.

В числе принятых и не очень новинок, принесенных Кущенко в биатлон за прошедшие три года, было всякое: психологи, учители иностранного языка, тим-менеджеры, оружейники, медиаслужба, многократно увеличенный штат сервисменов, тренеры-иностранцы… При этом с математической точки зрения каждый новый сезон был все хуже предыдущего: 6 медалей (2 золотые) в 2009 году, 3 медали (2 золотые) в 2010-м, 3 медали (без золотых) в 2011-м, 2 медали (без золотых) в 2012-м. Если это совпадение, то очень странное. «Я очень уважаю Сергея и считаю его одним из лучших организаторов в нашем спорте, — рассказал «МН» в доверительном разговоре один из влиятельных спортивных чиновников. — Он все делает «системно». Лучшей кандидатуры на пост министра спорта после Сочи я не вижу. Но для сохранения репутации из биатлона ему надо уходить. Три года — достаточный срок, чтобы это понять. Это не командный вид, где все подчиняется логике коллектива. Тут у каждого вызванного в сборную свой клубок змей, который человеку со стороны не распутать».

В прошлом сезоне основная проблема, по мнению наблюдателей, была в том, что биатлонисты при одобрении руководства СБР получили слишком большую волю. Отсутствие традиционного кнута и многократно возросшие доходы (в России стреляющие лыжники уступают по заработкам только «игровикам») привели к полной анархии. «Я вижу, что чем более хорошие условия создаются нашим спортсменам, тем сильнее подрывается их иммунитет к стрессовым ситуациям. Сейчас они живут, как в теплице. Все хорошо, жизнь удалась. Я думаю, что надо больше с них требовать», — заявила тогда «МН» олимпийская чемпионка-1998 Галина Куклева.

Прошлый тренерский штаб почти в полном составе уволили, но в этом году неожиданно выяснилось, что теперь кнут необходим не только спортсменам. По слухам, главный тренер Валерий Польховский был сильно недоволен отсутствием необходимой коммуникации со старшими тренерами Андреем Гербуловым и Вольфгангом Пихлером, с какого-то момента переставшими обсуждать подготовку своих команд. Закономерно, что оба наставника при первых же неудачах в Рупольдинге серьезно «поплыли»: команда Гербулова во всех грехах обвинила сервисеров, а Пихлера — отдельных биатлонисток. Судя по всему, спасти этот «бизнес» Прохорову и компании можно лишь двумя способами: либо набрать новых работников, либо до Сочи перевести оставшихся на хлеб и воду. Все остальное уже испробовано.