Даниил Квят, «Торо Россо»
Первым из россиян, кто пробился в «Формулу-1» благодаря не деньгам, а исключительно таланту, стал 19-летний уроженец Уфы Даниил Квят. Не слишком удачно начав сезон в серии GP3, он затем провел несколько впечатляющих гонок и теперь ведет борьбу за титул чемпиона. От лидирующего Факу Регельи он отстает перед заключительным этапом всего на семь очков.
Квят пошел по пути представителей российского тенниса. Практически все они жили и тренировались за границей и успехов добивались, посещая Россию лишь время от времени. Даниил живет в Италии, владеет несколькими иностранными языками и не испытывает никаких проблем с тем, чтобы понять указания инженеров. Но самое главное — Квят входит в молодежную программу «Ред Булл» по подготовке юных талантов к серьезным гонкам. Именно выступление Даниила в нынешнем году, а также отличные результаты на тестах в Сильверстоуне и привели к тому, что выбор был сделан в его пользу. Ведь «Торо Россо» — дочерняя команда «Ред Булл», а это значит, что у Квята есть шанс стать напарником самого Себастьяна Феттеля, без пяти минут четырехкратного чемпиона мира.
Сергей Злобин, «Минарди»
Первым из российских пилотов был Сергей Злобин, которого пытались продвинуть в «Формулу-1» за счет денег «Газпрома». В августе 2002 года российская компания стала спонсором «Минарди», а переговоры проходили при посредничестве менеджера Оксаны Косаченко. Во время подписания контракта было объявлено, что в кокпит болида «Формулы-1» сядет российский пилот.
«Газпром», заплатив в первый сезон 2 млн долл. из 9 млн обещанных, затем разорвал соглашение в одностороннем порядке. Злобин оказался заложником ситуации и суперлицензию на участие в Королевских гонках так и не получил. Других вариантов, кроме как место рента-драйвера, у россиянина не было, так как в мире автоспорта серьезными достижениями он похвастать не мог. В дальнейшем Злобин ничем себя не проявил, а в новостных сводках мелькнул дважды — когда в 2007 году взорвали его машину и когда в 2012 году судебные приставы потребовали с него уплаты 16 млн рублей.
Роман Русинов, «Мидленд»
Вслед за Сергеем Злобиным свои силы в «Формуле-1» пытался пробовать Роман Русинов. Но он, добившийся в своей карьере значимых результатов, в Королевские гонки так и не попал. У Русинова не было российских спонсоров, которые помогли бы ему получить место боевого пилота в команде «Мидленд». Командой владел канадский миллиардер российского происхождения Алекс Шнайдер, который выкупил конюшню у Эдди Джордана и переименовал ее. Бизнесмен рассчитывал на помощь спонсоров из России (команда выступала по российской лицензии), но просчитался. Спустя полтора года Шнайдер продал команду, с трудом отбив вложения в «Формулу-1».
У Русинова в отличие от Злобина суперлицензия была. Но Роман прекрасно обходится и без «Формулы-1». «Если бы сейчас последовало предложение, я бы хорошенько подумал. Менять место в своей нынешней команде G-Drive Racing и гонках на выносливость даже на место боевого пилота в одной из худших команд не стал бы. Такой обмен мне был бы неинтересен и невыгоден», — сказал он «Московским новостям».
Виталий Петров, «Рено»/«Катерхэм»
Вторая попытка продвинуть своего гонщика в «Формулу-1» у Оксаны Косаченко получилась. Сошлись все факторы, да и сам Петров, вице-чемпион GP2, конечно, по уровню намного превосходил Злобина. В конце 2009 года при поддержке российских спонсоров, и в первую очередь своего отца — одного из руководителей Выборгского судостроительного завода, он подписал контракт с командой «Рено». Сыграло свою роль и тесное сотрудничество французского гиганта с «АвтоВАЗом».
Петров провел в «Рено» два сезона, в 2011 году занял третье место на Гран-при Австралии, но в итоге был отчислен из команды. Одной из главных причин разрыва отношений стали резкие слова Виталия в адрес команды и ставка «Рено» на француза Романа Грожана и нефтяного гиганта Total. Петров провел 2012 год в составе «Катерхэма», выиграл внутрикомандную дуэль у сильного финна Хейкки Ковалайнена, но из «Ф-1» вынужден был уйти. А затем и вовсе разорвал все отношения и с менеджером Оксаной Косаченко. В общей сложности российские спонсоры заплатили за участие Петрова в «Формуле-1» около 40 млн евро, но ни один из них не получил коммерческой выгоды.
Сергей Сироткин, «Заубер»
В конце августа 2013 года россиянин Сергей Сироткин, которому было всего 17 лет, установил абсолютный рекорд «Формулы-1». Он стал самым молодым пилотом в истории Королевских гонок, заключив контракт со швейцарской командой «Заубер». Эта конюшня испытывала серьезные финансовые проблемы, которые были решены с помощью трех российский компаний. Национальный институт авиационных технологий (НИАТ), Государственный фонд развития северо-запада РФ и Международный фонд инвестиционного сотрудничества заключили с «Заубером» контракт на 380 млн евро. В обмен они посадили своего гонщика в кокпит одного из самых крепких середняков гоночного пелотона. В нынешнем сезоне Сироткин дважды поднимался на подиум в Мировой серии «Рено», но в общем зачете занял только девятое место. В этом возрасте спортсменов отличает нестабильность, и автогонки не являются исключением.
Но все равно есть шанс, что в следующем году на старт Гран-при России в Сочи выйдут два российских пилота.