— Вы популярный актер. Театр, кино… Почему спортивный комментарий?
— На самом деле я хотел попробовать себя в качестве комментатора, еще когда учился в Щукинском училище. А со спортом дружил всегда. В юности профессионально занимался футболом, большим теннисом, болел хоккеем. Так получилось, что в десять лет мы уехали за границу из-за командировки папы, и до 12 лет у меня были хорошие успехи в теннисе, выигрывал турниры. Но после возвращения в Россию в то время возможностей продолжать теннисное развитие практически не было. В общем, спорт всегда был в моей жизни, а к комментаторам я прислушивался. В итоге решил поучаствовать в конкурсе комментаторов на «НТВ-Плюс», послал кассету с записью футбольного матча. Прошел несколько отборочных туров, но ближе к финалу срезался.
— Получается, не прошли конкурс?
— Не прошел. Но где-то через полгода мне позвонил руководитель хоккейного отдела «Плюса» Сергей Крабу и сообщил, что организуется новый канал «КХЛ-ТВ». Спросил меня, хотел бы я работать на этом канале. Я, естественно, согласился. Пришел на новый просмотр, прокомментировал половину периода какого-то матча. Затем эту запись смотрело руководство, в том числе и Анна Дмитриева, которая сказала, что ей понравилось — есть перспективы. И с первого дня вещания «КХЛ-ТВ» я стал работать на этом канале.
Сниматься в сериалах, кино намного выгоднее. Там я получаю больше, чем на основной работе
— Сопоставимы ли заработки актеров и комментаторов?
— Если бы откровенным, то сниматься в сериалах, кино намного выгоднее. Там я получаю больше, чем на основной работе.
— А работа комментатором стала основной?
— Да. Хоккей забирает у меня очень много времени. Если оценить в процентном соотношении, то 80% — хоккей, 20% — съемки и игра в театре. Стараюсь играть только в небольших телепроектах. Не могу позволить себе, как раньше, уезжать на два-три месяца на съемки. Хотя играть в театре и сниматься в кино — очень важно для поддержания актерской формы.
— Театр и кино много дали для работы на спортивном канале?
— Знаете, всякий раз во время репортажа я за микрофоном играю. Может быть, я этим и отличаюсь от других комментаторов. Всем нравиться невозможно, но, судя по отзывам, большинство зрителей к моей манере подачи матчей относится положительно. Я пытаюсь делать из каждого матча мини-спектакли и работаю именно в этом направлении. Знаете, в Щукинском училище и вообще во всей вахтанговской театральной школе есть такой тезис «яркая форма при глубоком содержании». Первую часть этого тезиса я за микрофоном точно воплощаю в жизнь и очень стараюсь совершенствоваться во второй части. Четыре сезона уже отработал.
— Могли бы прокомментировать матч в разных образах: от лица пахана, от лица фаната, от лица тренера, от лица чиновника?
— Попробовать, несомненно, можно было бы. Мне кажется, это было бы интересно. Скажу больше, я занимаюсь голосовой пародией и озвучиваю на заказ разные корпоративные фильмы, героями которых могут быть разные политики, которые говорят смешные вещи. Так что можно было бы совместить разные образы за комментаторским микрофоном. Стараюсь везде понемножку успевать.
— Это принцип Незнайки, которого вы много раз играли. Вы похожи на этого героя?
— Да, я играл этого персонажа очень долго. Правда, последний раз лет семь назад. И мое внутреннее мироощущение не изменилось, эта роль давалась мне легко — энергия, напор, задор должны чувствоваться в репортажах. В плане того, что берусь за многие вещи, да, я похож на Незнайку. Но в отличие от него стараюсь доводить работу до конца, а не бросать на полпути.
Я пытаюсь делать из каждого матча мини-спектакли и работаю именно в этом направлении
— Давайте распределим остальные роли в «Незнайке» среди комментаторов по их актерским и внешним данным?
— Думаю, что на роль Знайки претендовали бы Олег Пирожков и Георгий Черданцев. Винтик и Шпунтик — это Артем Шмельков и Михаил Поленов. Пончиком был бы Владимир Дехтярев. Алексей Андронов — вылитый Сиропчик, ну а дублером на эту роль стал бы Константин Генич, если использовать театральную толщинку. Доктор Пилюлькин — это Сергей Федотов, а роль Ворчуна отлично сыграл бы хоккеист Александр Радулов. Что касается Василия Уткина, то он больше всего похож на Николая Носова, то есть был бы автором сценария. Думаю, получился бы хороший фильм, но не спектакль. В кино можно снять любого человека, на мой взгляд, а вот чтобы сыграть в театре, нужно учиться. Непрофессионал будет сразу выделяться на сцене.
— В мире спорта есть люди, которых вы не просто уважаете, а искренне восхищаетесь?
— Знаете, не употреблял бы слово «восхищение». А тех, кого уважаю, очень много. Они очень высоко стоят в табели о рангах.
— Какое событие в мире спорта стало или станет важнейшим для России?
— Станет Олимпиада, конечно. Все ждут. Евгений Малкин некоторое время назад говорил, что считает дни до начала. Ну и последний чемпионат мира по хоккею очень больно ударил по нашему самолюбию. Может быть, это и хорошо, что так случилось – есть над чем задуматься тренерскому штабу.
— Популярно ли в России спортивное телевидение?
— Я считаю, что популярно. Но проблема в том, что у нас все привыкли смотреть бесплатно. Зрелища хочется, а деньги за это платить рука не поднимается. Но аудитория спортивного телевидения растет. По крайней мере у «КХЛ-ТВ» совершенно точно.
— Среди наших хоккеистов есть готовые актеры?
— На самом деле, когда с ними разговариваешь, они оставляют впечатление закрытых людей. Сказывается то, что жизнь у них идет по циклу матч–база–матч–база, и это несколько обедняет их в плане общения. Слово сложно выудить. Хотя есть такие уникумы, как Павел Дацюк, отличный человек с уникальным чувством юмора.
— Вам самому какие роли ближе?
— Внешне я вроде такой открытый, добродушный, и мне всегда давали играть положительные роли. Но мне самому, особенно в последнее время, больше нравятся отрицательные роли, «на сопротивление», как говорится. Я играл и маньяков, и убийц, и оборотней в погонах. Мне как артисту это намного интереснее, так как «хорошие мальчики» немного надоели. Я тщательно отношусь к сценариям, и если там нет интересной истории, «говорящей головой» я не буду.
— Вам приходилось играть в кино спортсменов?
— Нет, не довелось. С темой спорта у меня съемок не было. В основном жизненные истории — любовь-морковь, предательство. На спорт у моих персонажей времени не оставалось, слишком много проблем у них было.
— Спортивный комментатор — обязательно положительный герой?
— Это уж как сам себя поставишь. Можно всегда положительным быть, а можно позволить себе и критику. В процессе репортажа невозможно быть только кем-то одним, постоянно меняешься. Это игра, и возможностей для творчества очень много.