20414
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
22747
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
12057
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
3805
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
8088
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
6704
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
4036
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
2974
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
12040
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
9498
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
7484
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
7915
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
5291
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
4049
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
3143
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
3069
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
4016
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
2861
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
2879
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
4381
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
3814
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
2683
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
2307
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
4357
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
4340
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
2860
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
2921
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
3349
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
3123
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
2969
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
3171
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
5571
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
4064
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
3703
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
3128
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube
17:29 25/06/2013 Андрей Вдовин 0 66

Высота положения

Высший пилотаж — один из немногих технических видов спорта, где сборная России вне конкуренции

Кирилл Каллиников
Полеты в кубе

В VIP-зале подмосковного аэродрома Большое Грызлово светло и тихо. Оттого люди в квадратах, прочерченных утренним солнцем на деревянном полу, выглядят еще необычнее. Не говоря ни слова и, кажется, даже закрыв глаза, они то и дело тихо нагибаются в одну сторону, потом в другую, а потом, резко развернувшись на пятках, делают несколько шумных шагов вперед и сверяются с зажатым в руках клочком бумаги. На нем пунктирными и сплошными линиями, стрелками и полукругами обозначен комплекс фигур высшего пилотажа.

Через полчаса этот листок бумаги будет прикреплен к приборной доске самолета, а этим же самым людям надо будет повторить все те же «бочки», «штопоры» и «колокола», но уже за штурвалом своих самолетов. Все это вместе называется чемпионатом по высшему пилотажу — виду спорта, которым во всей стране занимается несколько десятков человек, но сборная России все равно считается сильнейшей в мире.

Безмолвный танец в солнечных квадратах — это подготовка к самой сложной части соревнований, «неизвестному комплексу». Чаще всего комплексов три. «Известный» — собранный из фигур высшего пилотажа судьями и заранее опубликованный, то есть что-то вроде обязательной программы. «Произвольный» — этот набор упражнений летчик вместе с тренером составляет сам с учетом тех фигур и связок, которые ему удаются лучше всего. И «неизвестный комплекс» — это тот набор упражнений, который пилоты получают по жребию за несколько часов до вылета без возможности подготовиться и отработать его в воздухе. На нем чаще всего и срезаются даже опытные летчики.

Весь комплекс пилот должен показать в «пилотажном кубе» — воображаемом аквариуме с длиной ребра 1 км. И за всеми его фигурами с земли следит бригада арбитров. С раскладных кресел они прицельно рассматривают, как кувыркаются небольшие поршневые самолетики, оценивая коэффициентами сложности каждую связку «бочек». Итоговый балл получается с такой же сложностью вычислений, как и в фигурном катании. Оценивается все — и четкость фигур, и вертикальность линий, и чистоту исполнения, и сложность комплекса. И глядя на исчерченные отметками протоколы, понимаешь, что с менее строгими судьями сборная России по высшему пилотажу не была бы командой, которой вызов бросать рискуют только французы.

Высший пилотаж — один из немногих технических видов спорта, где сборная России вне конкуренции

Осколки ДОСААФ

Если на аэродроме повернуться спиной к ангарам с супермодными легкими вертолетами со стеклянными кабинами и рассматривать поршневые двухместные самолетики, легко убедить себя, что ты где-то в фильме «В бой идут одни старики». Возможно, потому, что самый распространенный самолет для обучения высшему пилотажу — Як-52. Тот самый, где при хорошем воображении за отодвигающимся стеклянным фонарем можно представить летчика, а перед ним — стрелка-радиста. Все потому, что Як-52 сорок лет назад конструировали на базе Як-18, который можно считать одним из главных героев киноленты и ее же основным киноляпом. На самом деле учебные самолеты Як-18, которые участвовали в съемках фильма о Великой Отечественной войне, стали выпускать только в 1947 году, но именно они засняты в эпизодах воздушных боев.

Як-52 в серию пошел уже в конце 70-х. А в середине 90-х он был снят с производства, хотя до сих пор остается основной машиной, на которой обучают пилотажу новичков. «Яки» — это то немногое, что осталось от советской системы ДОСААФ. Сейчас не все помнят, что эта аббревиатура расшифровывается как «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту». Но большинство аэроклубов в стране — это осколки той мощной организации, которая в том числе готовила курсантов для поступления в летные училища. Именно за счет той мощной системы Россия до сих пор остается лидером в самолетном спорте.

В СССР в чемпионатах по высшему пилотажу участвовало до 100 спортсменов из 20 команд, а сейчас на чемпионате России редко заявляется 30 участников, рассказывает одна из самых квалифицированных судей в высшем пилотаже Валентина Дрокина. И объясняет, почему столь буржуазный вид спорта был так популярен в Советском Союзе: «Раньше авиационные клубы занимались довузовской подготовкой, готовили курсантов к поступлению в летные училища. То есть люди, поступая в летный вуз, уже имели представление о полете, имели налет, знали свои возможности, знали хотя бы, что их не укачивает в самолете. Сейчас фактически в летные училища как гражданской авиации, так и ВВС поступают абсолютно все. Через три года оказывается, что не все из них профпригодны, и государство теряет деньги, которые были затрачены на обучение. Вместе с тем на возрождение аэроклубов необходимы не такие уж и большие суммы. Зато те же гражданские летчики будут хотя бы понимать, что такое «штопор».

В словах же гражданских и военных летчиков проскальзывает пренебрежение к поршневым самолетам, хотя и они признают за спортсменами исключительность. «Вот вы водитель «КамАЗа», хороший водитель, со стажем, — приводят они пример. — И вас сажают за руль картинга. Сможете ли вы на нем ездить? Наверняка. Сможете ли составить конкуренцию на трассе спортсменам? Навряд ли».

Впрочем, в других странах отношение к самолетному спорту более уважительное. Главный соперник России на мировой арене — Франция. И на старт в составе ее сборной нередко выходят боевые пилоты. «У них военные летчики, летая на «Миражах», являются и членами национальной сборной по высшему пилотажу, — рассказывает Валентина Дрокина. — Это действующие летчики, молодые парни. Современные самолеты позволяют многое делать в небе, в том числе и фигуры высшего пилотажа. Но спортивный пилотаж летчиков национальной сборной — это совсем другой, неизмеримо более высокий уровень».

Высший пилотаж — один из немногих технических видов спорта, где сборная России вне конкуренции

Пять лет на мечту

Чтобы приблизиться к этому уровню, обычному человеку понадобится несколько лет и возможность тратить на необычное хобби 15–20 тыс. руб. в месяц. Учить будут скорее всего на двухместном Як-52. В России даже у чемпионов мира не всегда есть свои личные аппараты. Поршневой самолет в России стоит от 2 млн руб. за подержанную машину, до 8 млн — за новую. «Новая» — это почти со стопроцентным совпадением означает «иностранная». При том, что лучшим самолетом для высшего пилотажа считается Су-31. Спрос на него велик и за рубежом, но корпорация «Сухой» не производит эти аппараты. «Почему? Спросите у «Сухого». Мы отчаялись понять логику этого решения», — пожимает плечами руководитель пилотажной группы «Первый полет» Дмитрий Самохвалов. Его группа выступает на разных авиашоу на «Яках», участвует в чемпионатах по высшему пилотажу на «Су», и в составе ее летают самые титулованные летчики страны.

Количество летного времени определяется не только наличием самолета. Самая дорогая статья расходов — авиационный бензин B-91/115. Стоит он порядка 100 руб. за литр, и чтобы заправить тот же Як-52, нужно 120 литров. Но прежде чем сесть за штурвал, надо посмотреть не только на финансовые возможности. Имеет смысл оценить и физиологические — в пробный полет вам всегда заботливо вложат в руки бумажный пакетик. Если он останется неиспользованным, то у вас появятся все шансы провести лет пять на аэродроме, шаг за шагом разучивая фигуры высшего пилотажа.

«Но это будут увлекательные пять лет, посвященные мечте», — говорит Дмитрий Самохвалов. Слова о мечте здесь говорят не стесняясь — похоже, они здесь все романтики, которые помимо всего прочего очень строго относятся к разного рода приметам и суевериям. Впрочем, место в кабине поршневого самолета — это одно из тех немногих мест, где слово «крайний» в значении «последний» не режет слух.

Высший пилотаж — один из немногих технических видов спорта, где сборная России вне конкуренции

Антон Беркутов: «Полет — это исполнение мечты, а в ней нет места страху»

Один из летчиков пилотажной группы «Первый полет», абсолютный чемпион мира 2012 года Антон Беркутов — о чувстве полета, лучшем самолете, французских пилотах и уважении «Русских витязей».

— Вам бывает страшно там, наверху?

— Нет. Кроме страха ведь существуют другие чувства. Есть ощущение полета, есть осознание, что ты управляешь самолетом, можешь с ним делать многое, и это положительные эмоции. Ощущение счастья. Человек всегда поднимал голову в небо, всегда хотел оказаться там, наверху. Это же исполнение мечты, разве это может быть неприятным? А страх… Страх может появиться, когда что-то происходит нештатное. С другой стороны, к нештатным ситуациям летчиков тоже готовят.

— И как у вас появилась эта мечта?

— Мой папа был бортмехаником. Мы тогда жили на Севере, поселок Тикси. Аэродром всегда был ярко подсвечен в полярную ночь, это было потрясающе красиво. И мы с ребятами, само собой, любили наблюдать за самолетами, которые взлетали, садились, рулили по полосе. Так что у многих из нас там зарождалась мечта о небе. А потом мы переехали в Иваново, и там я уже пошел в авиационно-спортивный клуб. Было мне тогда 15 лет, а в 16 я уже самостоятельно управлял самолетом. Была тогда хорошая программа подготовки курсантов-летчиков ранних возрастов. После нее при необходимости и небольшом дополнительном обучении я бы мог уже выполнять и какие-то военные задачи, если бы это было необходимо стране.

— Это правда, что у французов, главных ваших конкурентов, спортивным пилотажем занимаются военные летчики?

— Действительно, часть команды состоит из военных летчиков. Ну мы между собой перешучиваемся, что у них летчики, которые не любят шагать по плацу, отпрашиваются и должны отдать себя родине на чемпионатах мира по высшему пилотажу. Держатся военные у них, правда, особнячком, и их издалека видно — в форме, такие подтянутые. Остальные попроще выглядят. Они из гражданских, те же инструкторы. Мы, кстати, с французами очень хорошо общаемся. Они и историю знают неплохо. Про «Нормандию—Неман», во всяком случает, знают.

— Лучший самолет, на котором вы летали?

— Су-31. В прошлом году я стал абсолютным чемпионом мира на нем. И я знаю, о чем говорю. У меня есть опыт полетов и на зарубежных летательных аппаратах, но наша техника по-прежнему самая передовая, несмотря на то что конструктивно Су-31 сделан около двадцати лет назад. Но потенциал был такой заложен, что даже сейчас во всех рейтингах летчиков-спортсменов этот самолет занимает самые высокие места. К сожалению, их сейчас не производят, хотя спрос очень высокий. Для меня это парадокс. Вроде как и на рыночные рельсы все уже перешли, а не чувствуют, что это может быть хорошим бизнесом.

— Вы чувствуете, что иногда к поршневым самолетам со стороны тех, кто летает на реактивных, проскальзывает пренебрежение?

— Каждый вид авиации занимает свою нишу. Поршневая авиация — она сама дешевая. Для первоначального обучения можно использовать легкие летательные аппараты, для пилотажного обучения замечательно походит Як-52. А реактивные самолеты будут дороже, для них нужны уже аэродромы с более длинными полосами, и чаще всего бетонные, а не грунтовые. В моей практике был такой опыт, когда один из летчиков «Русских витязей» был у меня в кабине, а его напарник — у моего товарища. И посмотрев нашу работу, эти ребята поняли, что у нас не авиамопед, а действительно самолет, который требует в том числе и хорошего здоровья.