Несмотря на наличие санно-бобслейной трассы в подмосковном Парамонове, российские саночники продолжают тренироваться за рубежом. О том, почему сборная не может готовиться в России, корреспонденту «МН» объяснил главный тренер сборной Валерий СИЛАКОВ.
-- Через неделю в Австрии стартует первый этап Кубка мира. Состав российских участников определен?
-- Состав команды я могу назвать: Альберт Демченко, Виктор Кнейб, Степан Федоров, Евгений Воскресенский, Семен Павлюченко, Татьяна Иванова, Александра Родионова, Наталья Хорева, двойки: Михаил Кузьмич – Станислав Михеев, Владислав Южаков – Владимир Махнутин, Иван Невмержицкий – Владимир Прохоров.
-- Почему ледовая подготовка к сезону проводилась в Норвегии, Латвии и Германии, а не на домашней трассе в Парамоново?
-- Этот же вопрос на днях мне задал наш немецкий тренер, но я не мог объяснить, почему так. Трасса в Парамонова была сдана не вчера, но там до сих пор есть проблемы. Тем не менее, к этому сезону ее можно было подготовить, если бы не существенное «но». Московская область, на территории которой находится трасса, от этого объекта отказалась, а ФГУ ЦСП Министерства спорта РФ его еще не принял. По сути, дорогостоящее сооружение оказалось бесхозным, потому и не были выделены средства, чтобы довести до ума. Насколько я знаю, частично там не работает водопровод, есть мелкие недоделки. Надеюсь, что к чемпионату Европы, который запланирован на февраль, все будет готово. Заместитель министра спорта Юрий Нагорных в курсе происходящего и обещал, что все будет нормально.
-- Летом наши саночники тренировались на «домашней» стартовой эстакаде, но, как выясняется, между сборами и ее использовать нельзя.
-- С эстакадой аналогичная проблема. Ее тоже передают. Мы там готовились летом, в сентябре, и, действительно, наша эстакада – лучшая в мире. Мы сами проектировали ее, с учетом того, что есть в мире. Это улучшенный аналог американской в Лейк-Плессиде. Только мы удлинили прямую, чтобы наработать элементы «подседа».
-- Что можете сказать о подготовке сборной за рубежом?
-- В данной ситуации для нас это был единственный вариант, но никакая зарубежная трасса не создаст нам идеальных условий. У немцев есть четыре трассы, где они могут проводить полноценные тренировки. Приезжай на любую в сентябре, октябре и начинай работать. С утра немцы делают один заезд по быстрому льду, именно с утра, потому что в теплое время трасса быстро «садится». Потом 20-минутный перерыв, в течение которого спортсмены просматривают видео, делают разбор полетов. В этот промежуток три бригады «проливают» трассу заново, потому что нарастает иней. Второй заезд по быстрому льду. Снова перерыв. Тот же сценарий. Третий. Во второй половине дня вторая тренировка, еще три заезда, подчеркиваю по быстрому льду, а не по колено в снегу.
Мы же, когда были на сборе в Норвегии, за 14 дней провели пять быстрых заездов. Точнее относительно быстрых, так как специально для нас трассу не готовили. Просто случалось, что попадали по расписанию на первый лед, и это был быстрый заезд, а потом катались на том, что было. Правда, в подобных условиях тренировались не только наши спортсмены, но и из других сборных. Но по сравнению с немецкими саночниками, согласитесь, условия неравные. Если валит мокрый снег или идет проливной дождь, то немцы отменяют тренировки. А мы вынуждены работать в любую погоду. Вот и почувствуйте разницу. Немцы уже в октябре в Оберхофе установили рекорд трассы. Для них отставание 2-3 секунды от этого показателя -- провал. А мы катаемся в межсезонье с разницей от рекордов трассы в 5-6 секунд, а после выходим на соревнования, и у всех глаза квадратные, потому что это совсем другой санный спорт.
-- Есть надежда, что на трассе в Сочи все будет, как у них?
-- Трасса в Сочи построена. Это второй проект. Первый был отклонен, потому что перенесли место строительства. Обсуждать и критиковать сочинский вариант – бессмысленно, хотя наличие отрицательного уклона, когда трасса идет вверх, это не очень хорошо.
Но сейчас самое главное, чтобы в Сочи не получилось то же, что в Парамоново. Трасса есть, а тренироваться нельзя. Я написал служебную докладную в Министерство спорта. Надеюсь, что смогу убедить руководство в необходимости полноценных тренировок на олимпийской трассе. Чтобы иметь преимущество над соперниками, нам необходимо досконально изучить все ее особенности. Ведь в санном спорте результат зависит от тысячных долей секунды, и если мы не сможем методически грамотно подготовиться, то немцев не обогнать. Получается, что они везде дома, а мы везде в гостях.
-- В этом сезоне самый титулованный российский саночник Альберт Демченко будет выступать на новых санях, изготовленных компанией «Маруся Моторс». Что можете сказать о сотрудничестве?
-- Оно стало возможно, благодаря знакомству Альберта с Николаем Фоменко. Демченко пригласили на предприятие, где изготавливают гоночные модели. Там он познакомился со специалистами, которые быстро включились в работу. Все сделали, остались детали. Но работа по подгонке саней – процесс трудоемкий. Конструкторы могут постоянно что-то улучшать, изменять. Один обтекатель, к примеру, прислали на днях из Москвы. Будем тестировать, пробовать.
-- Возможно ли в будущем, чтобы «Маруся» делала сани и для других наших саночников?
-- О том, что сборная нуждается в технической поддержке, я говорил не раз. В советские времена на нас работали специалисты лаборатории института механики МГУ. Они сами ездили за рубеж, изучали модели, налаживали, отлаживали собственные. Ведь сани – это штучный товар, сделанный по индивидуальным лекалам, под каждого спортсмена. Все сани, на которых выступают россияне – отечественное ноу-хау, изготовленное вручную. Поэтому Демченко с механиком Александром Васиным так много времени и возятся с новой моделью, всю работу по обкатке и доводке приходится делать самим. Мы пробовали наладить контакты с МГТУ имени Баумана, но пока все осталось на уровне переговоров. Хотя за последние годы интерес к санному спорту в стране растет.
В сборной появились молодые талантливые ребята. Нам бы удачные модели саней, нормальные условия для подготовки, и в Сочи мы могли бы реально бороться за медали во всех видах. Надеюсь, что рано или поздно все так и произойдет. И в следующем году мы будем иметь возможность готовиться на олимпийской трассе.
«Мы постоянно выступаем в гостях»
Российские саночники продолжают тренироваться за рубежом
Наверх