Старт чемпионата мира по «Формуле-1» оказался под угрозой срыва из-за беспорядков в Бахрейне. Владелец королевских гонок Берни Экклстоун заявил, что не рекомендует болельщикам посещать эту страну. О том, как большая политика мешает большому спорту, рассказывает корреспондент “МН».
Обстановка в столице Бахрейна Манаме уже привела к отмене этапа серии GP2, в которой выступает москвич Михаил Алешин. Вместе со своей командой «Карлин» он прилетел в Бахрейн для выступления в гонке, однако ее проведение было невозможным. «Местные жители старались покинуть город, а основные магистрали были перекрыты. Я видел большую танковую колонну, которая ехала в город, один из гонщиков в другом месте насчитал около полусотни танков. Мы постараемся выбраться отсюда как можно скорее, проводить гонки в таких условиях невозможно», -- рассказал Алешин. О том, можно ли провести через месяц в Бахрейне гонку «Формулы-1», российский спортсмен предпочел не говорить.
К отмене Гран-при Бахрейна, намеченного на 13 марта, призывают болельщики. В социальных сетях звучат призывы к пилотам и руководителям команд бойкотировать стартовый этап чемпионата. «Я болельщик «Ф-1» с 25-летним стажем, и я призываю к отмене гонки. Спросите кого угодно -- в нормальных условиях ни один поклонник «Формулы-1» никогда такого не скажет! ...Люди, кажется, забыли о том, что королевские гонки -- это спорт, шоу. А то, что сейчас происходит в Бахрейне, -- правда жизни. Невозможно устраивать шоу в стране, которая убивает собственных граждан… Руководство «Формулы-1» должно немедленно объявить об отмене гонки и компенсировать командам транспортные расходы… За десять лет я не пропустил ни одной гонки, постоянно путешествовал по миру, но если гонка в Бахрейне состоится, то без меня», -- подобные мнения высказывают многие болельщики.
Фанаты автогонок готовы подождать до 27 марта, когда запланировано проведение Гран-при Австралии. К этому же мнению склоняется, похоже, и владелец коммерческих прав на проведение гонок «Формулы-1» Берни Экклстоун. «Мы примем решение во вторник или среду. Если ситуация останется такой, как сегодня, ответ будет отрицательным. Если к среде все не нормализуется, думаю, нам придется отменить гонку. Если сейчас вы готовитесь к путешествию, то я рекомендовал бы этого не делать».
Команды готовы приехать в Бахрейн, если таким будет решение Экклстоуна и Международной федерации автогонок, но свое мнение высказывают очень осторожно. Организаторы Гран-при Бахрейна не оставляют надежд на то, что гонка все-таки состоится. «Безопасность подданных Бахрейна, эмигрантов и иностранных гостей -- главный приоритет Королевства и нашего автодрома. Сейчас наша главная цель -- успешное проведение Гран-при. Мы контролируем ситуацию, работая в тесном сотрудничестве с властями», -- заявил шейх Сальман бин Иса Аль Халифа, исполнительный директор автодрома Сахир.
В Сахире с 3 марта должны были начаться последние перед началом сезона тесты. Многие команды уже зафрахтовали морские суда и отправили на них в Манаму все необходимое для проведения тестов оборудование. Теперь уже ясно, что никаких тестов в Бахрейне не будет, и инженеры с пилотами продолжат работу либо в Барселоне, либо на автодроме Яс-Марина в Абу-Даби.
Экклстоун уже давно ведет политику по уводу этапов чемпионата мира из Европы в другие регионы. Над тем, чтобы «Формула-1» приехала на богатый Ближний Восток и в Азию, он сам работал много лет, и в итоге добился своего. Из календаря чемпионата постепенно исчезли гонки в Сан-Марино, немецком Нюрбургринге, австрийском А1-ринге, французском Маньи-Кур. В нынешнем веке к Японии и Малайзии, проводившим этапы чемпионата, добавились Бахрейн, Китай, ОАЭ, Сингапур, Южная Корея, Индия.
По мнению человека, который придумал «Формулу-1», Европа уже не может принести значительной прибыли на проведении гонок, в отличие от Ближнего Востока и Азии. Но Европа при этом остается самым стабильным регионом, где отмены гонок случались только по прихоти самого Экклстоуна. Сейчас, наверное, можно только порадоваться, что до сих пор не воплотились в жизнь планы по проведению гонок в Египте и Тунисе, о чем много говорилось в первой половине 2000-х. В Египте планировали к 2005 году построить трассу в непосредственной близости от знаменитых пирамид, но в итоге проект был заморожен. В противном случае сейчас бы под угрозой находился еще как минимум один этап.