Рубрика: Спорт

Программная инженерия

Из-за Олимпиады спорт становится более лаконичным и суррогатным
25 июля 00:05Олег ШамонаевОлег Шамонаев
Олимпиада перестает быть соревнованием для спортсменов и становится мероприятием для целевой аудитории — телезрителей у экранов

Олимпиада перестает быть соревнованием для спортсменов и становится мероприятием для целевой аудитории — телезрителей у экранов

В среду, 25 июля, футбольными матчам в Кардиффе, Глазго и Ковентри стартует летняя Олимпиада-2012. Торжественная церемония открытия Игр пройдет несколько позже — в пятницу в Лондоне, но не суть важно. Одно из самых глобальных мероприятий в современной истории человечества, на подготовку которого потрачено почти 12 млрд евро, можно считать начавшимся.
 

Главные соревнования четырехлетия соберут более 10 тыс. спортсменов из двух сотен стран мира, за которыми будет следить более 1,5 млрд телезрителей. В течение двух с половиной недель они собираются создавать и потреблять очень специфический продукт под названием «спорт высших достижений». От Олимпиады к Олимпиаде эта субстанция стремительно меняется, пытаясь реагировать на запросы спонсоров и аудитории.

Телевидение как катализатор
Программа Игр формировалась в течение ста с лишним лет на основании сделок и компромиссов между национальными олимпийскими комитетами и спортивными федерациями. В итоге получилось нечто эклектичное, непомерно большое и наполовину устаревшее. Здесь проявился эффект глобализации: при поверхностном взгляде набор видов спорта выглядит вроде бы привлекательно, при детальном рассмотрении — отталкивающе. Любому понятно, что 302 медальные дисциплины — это перебор, и ни один человек не в состоянии заглотить даже треть из предлагаемых на Играх спортивных блюд. Не говоря уж о том, какие затраты вынуждены нести организаторы для того, чтобы просто принять многотысячную армию спортсменов, их тренеров и сервисменов.

Но после малейшей трансформации олимпийской программы появляются тысячи, если не миллионы недовольных. Проводятся даже Всемирные игры для видов спорта, которые, как считают их поклонники, несправедливо остаются за бортом Олимпиады. В Лондоне будет представлено 26 видов спорта, в программе Всемирных игр значится еще почти 40. Однако считать олимпийскую повестку дня закостенелой неправильно. Она медленно, но верно меняется, пытаясь соответствовать современным реалиям. И основным инициатором этих изменений является телевидение. Доходы от продажи прав на телетрансляции составляют основу бюджета Международного олимпийского комитета, поэтому все дисциплины в программе Игр обречены на то, чтобы стать телегеничными.

Короче, быстрее и понятнее
Олимпиада перестает быть соревнованием для спортсменов и становится мероприятием для целевой аудитории — телезрителей у экранов. Пока телевизионщики напрямую почти не вмешиваются в конкретный набор видов спорта (это более глобальный политический вопрос), но под их давлением стремительно меняются регламенты различных стартов. Главные требования нового спортивного диктатора — краткость, наглядность и по возможности динамичность.
Во имя динамичности несчастные пятиборцы теперь вынуждены укладывать пять дисциплин в один день — между стартами у них едва хватает времени, чтобы сменить экипировку и немного отдышаться. В стрельбе из лука соревнования для наглядности отныне проходят в виде дуэлей — соперником лучника является не мишень, а конкретный спортсмен. В парусном спорте, который всегда славился неспешностью, медальные гонки теперь должны укладываться в 20–30 минут, а в будущем здесь будет сделана ставка на небольшие и быстрые классы судов. Меняется даже конный спорт — оплот традиций, где всадники до сих пор выступают в костюмах конца XIX века.

Переменный курс
Родоначальники современных Олимпиад были против появления на Играх женщин-спортсменок и командных видов спорта. Однако жизнь изменила эту позицию. Лондон-2012 станет первыми в истории Играми, в которых слабый пол будет представлен абсолютно во всех видах спорта (более того, в программе есть две дисциплины, где отсутствуют мужчины). Последним штрихом в картине олимпийского равноправия станет дебют женского бокса, который всего пару десятилетий назад находился под запретом. Пока еще дамы разыгрывают меньше медалей, чем мужчины, но это временное явление, а любые виды спорта, мечтающие о включении в программу Игр, должны иметь сильную женскую составляющую. Перспективными теперь также считаются смешанные дисциплины, в которых мужчины и женщины выступают в одной связке, что придает соревнованиям налет пикантности.

Командные игры в свое время включались в олимпийскую программу ради привлечения публики на трибуны, но теперь стали головной болью организаторов. Во-первых, «игровики» забирают слишком много аккредитаций в пересчете на медальные комплекты. Например, только в хоккее на траве в Лондоне заявлено почти 400 спортсменов. А во-вторых, некоторые самодостаточные командные виды явно тяготятся олимпийской повинностью. В футбольном турнире участвуют молодежные сборные, а в баскетболе рассматривается такая возможность. Выходом из этой ситуации может стать замена классических дисциплин на суррогатные. Например, в 2016 году на Олимпиаде будет представлен не популярный во всем мире регби-15, а его младший брат — регби-7, более динамичная и компактная разновидность. Не исключено, что место футбола со временем займет пляжный или мини-футбол, а баскетбола — стритбол.

Стритбол мог бы уложиться еще в один тренд — включение в программу Игр молодежных и экстремальных дисциплин. Это перспективное направление для расширения аудитории и появления новых спонсоров. Но пока такого курса придерживаются в основном на зимних Олимпиадах. Пока единственный летний олимпийский «молодежный» вид — велоспорт-BMX, лишь в 2016 году к нему прибавится кайтсерфинг (сменяющий столь же экстремальный виндсерфинг). Проблема только в том, что реальной стратегии по «омолаживанию» программы Игр у МОК нет, и главный движущий фактор здесь — политика и деньги. Именно надежда привлечь новых инвесторов в свое время привела к олимпийскому признанию бейсбола, но эксперимент не удался, и бейсбол лишился своего статуса. Через четыре года по тому же пути пойдет гольф, и с большой вероятностью — с тем же результатом.