Как тратить время на то, что нравится, и получать за это деньги? Как обустроить офис на пляже? Как организовать творческий отпуск без жертв? Как за меньшие деньги жить лучше и трудиться меньше? Как вообще не работать и жить припеваючи?
Героям моей книги «Дауншифтинг» это слово не нравится, они предпочитают себя называть тревеливерами, ушельцами, апшифтерами, тайшифтерами — кем угодно, только не down.
Отношение к слову «дауншифтинг» у массового зрителя сначала было завистливо-подозрительно-снисходительным. Мол, наши люди в булочную на такси не ездят. Но сейчас потихоньку начали ездить И не только в Гоа.
Египетский Дахаб, тайские острова и даже русские деревни — география постепенно расширяется. Теперь на вольные хлеба перебираются не только уставшие от суеты знаменитости и олигархи, но и простые смертные — обычные дизайнеры, журналисты, переводчики, программисты, мелкие предприниматели и так далее.
Дауншифтерами — в прижившемся в России значении слова — они себя не именуют. Но, как это явление ни называй, «альтернативный успех» уже не экзотика. А, как говорится, наметившийся тренд.
Путешествующая домохозяйка
История экс-журналиста РБК Людмилы, живущей сейчас вместе с мужем и ребенком в Таиланде, не совсем стандартна. Себя она считает путешествующей домохозяйкой, а мужа — бездельником в бессрочном отпуске, но кто-то узнает в них и дауншифтеров.
Людмиле тридцать один год. С шестнадцати она работала журналистом и к тридцати годам сделала неплохую горизонтальную карьеру, попробовав себя в разных известных московских СМИ — от «АиФ» до «РБК».
Ее муж работал верстальщиком в одном из московских рекламных агентств до тех пор, пока не сдал свою квартиру и не уехал в Индию. Там они и встретились — во время очередного короткого отпуска Людмилы, к моменту которого она несколько лет копила деньги на кругосветное путешествие, но планировала организовать его позже.
«Я уезжала от той жизни, которая надоела. И понимала, что всегда могу вернуться к тому же самому. В Москве я была винтиком в системе (в моем случае в системе редакции деловой газеты), личная жизнь происходила от случая к случаю. Жила с мамой в одной квартире, давно собиралась съехать, но снимать жилье дорого, а купить свое на мою зарплату невозможно: в ипотеку не впряглась по принципиальным соображениям», — объясняет Людмила.
После отпуска она вернулась в родную редакцию и написала заявление об увольнении. Руководство не поняло и не поверило в то, что можно взять и резко бросить все в самый разгар кризиса, когда другие сотрудники под угрозой сокращения цепко держатся за рабочие места.
Босс заявление подписал, но предложил подумать и оставить дату увольнения открытой. «Чтобы самой убедиться, что это осознанный шаг, а не блажь, я решила поработать еще три недели», — отмечает Людмила.
По истечении срока она взяла горящий чартерный билет и уехала в Индию. «Когда ехала, немного опасалась, куда и к кому я еду: мы знакомы всего месяц! Но дней через десять с меня Москва смылась водами океана, и я успокоилась»
В состоянии спокойствия Людмила пребывает уже два года. За это время ребята поженились и родили дочку. В Индии. Без каких-либо проблем — языковых или медицинских. Для тех, кому это интересно: ведение беременности, роды и послеродовой уход стоили $700 в индийском госпитале европейского уровня. Впрочем, в Индии можно родить и за полторы тысячи долларов, и гораздо дешевле (а то и бесплатно — если дома, по старинке).
Единственный подводный камень в этом процессе таков: зачастую в Индии операция кесарева сечения стоит дороже, чем естественные роды, и потому может настойчиво предлагаться врачами, даже если медицинские показания кажутся сомнительными (хотя факт это или суеверие рожениц, сказать сложно). Если хотите подстраховаться, берите пакет «все включено».
Через несколько дней после родов и мама, и дочурка отправились прямиком в океан (плавать!), а чуть позже вся семья переехала в более комфортный для жизни с ребенком Таиланд. Свидетельство о рождении и загранпаспорт РФ малышка получила еще в Индии (можно и так, не отправляясь по месту прописки), а за первый год жизни побывала еще в Малайзии и Индонезии.
«Мы продолжаем путешествовать так же, как и до рождения ребенка», — поясняет Людмила. Решение, окончательно принятое под влиянием случайной встречи на курорте, она считает самым правильным в жизни.
«Мы сменили московский — не самый приятный — климат и атмосферу вечной спешки и стресса на размеренную деревенскую жизнь в климате, который можно назвать тропическим. Не скучаем по московским развлечениям. Можем часами висеть в гамаке и читать книгу или просто слушать пение птиц и насекомых, ползать и ходить с ребенком по пляжу, иногда занимаемся йогой или другой гимнастикой, но нерегулярно. Мы ездим за хорошей погодой и атмосферой (где есть единомышленники, где есть чему поучиться — йоге, массажу, духовным практикам, танцам). Планируем жизнь на три месяца вперед, не дольше», — рассказывает Людмила.
Столичные рантье
Дауншифтеров, сдавших квартиры и поехавших на эти деньги жить и отдыхать, часто сравнивают со старыми добрыми рантье.
При слове «рантье» мое воображение рисует владельцев гигантских квартир в центре Парижа, хозяев бескрайних пахотных земель или на худой конец пары доходных домов или чемодана ценных бумаг.
Но если придерживаться словарных определений, то под этот термин с легким буржуазным послевкусием наши герои вполне подходят.
Кто же они такие, современные мелкие рантье? Встречается такая точка зрения: москвичи в принципе предпочитают жизнь рантье, уступая места на карьерной лестнице и в своих квартирах (доставшихся, как правило, по наследству) амбициозным провинциалам. Не в том смысле, что все провинциалы амбициозны, а в том, что в Москву едут именно амбициозные.
Впрочем, повадки мелкого рантье могут приобрести не только коренные москвичи или неторопливые жители других крупных городов с высокой арендной платой за жилье.
Когда все сложилось
Можно выделить (и это опять же гипотеза и личные наблюдения) еще одну «группу риска»: успешные гастарбайтеры в самом широком смысле этого слова.
Известный факт: со временем Москва перестает нравиться. Глаза на это явление мне открыла подруга, приехавшая из провинции в Москву несколько лет назад, сделавшая в рекордные сроки карьеру и вышедшая замуж по любви за москвича с хорошим характером и просторной квартирой.
Вот подумайте, чего же может она хотеть, приходя домой со своей высокооплачиваемой работы? Ответ: не видеть всегда серого московского неба, всегда серого московского снега и всегда серых московских лиц в метро.
Ей хочется неспешной жизни в маленьком городе, где можно встречаться с друзьями чаще, чем на днях рождения, где дорога до работы и обратно не превращается в ежедневный ад, где не бывает регулярных террористических актов, лесных пожаров и прочих столичных штучек.
Многие провинциалы, покорив Москву, возвращаются назад или уезжают в Европу или Азию не потому что у них что-то не сложилось. Как раз наоборот: потому что сложилось все.
Посты заняты, амбиции удовлетворены (или, точнее, предыдущие планки взяты, а новые уже не вызывают острого энтузиазма и прилива сил), квартиры в Москве куплены (или отложены деньги на хорошую жизнь).
Обладатели заветной регистрации и свидетельства о собственности (или солидных строчек в резюме) решают подумать и о себе. И обнаруживают, что им здесь не нравится.
Не у всех хватает смелости и задора возвращаться к провинциальным зарплатам (которые в 3–5, а то и более раз ниже), отсутствию карьерных перспектив, плохим районным дорогам, медленному интернету и небогатому ассортименту в магазинах.
И тогда эти люди, бросив покоренную столицу на новую волну молодых и дерзких провинциалов, уезжают куда-то в более приятные места. Некоторые из них работают над разными проектами или над собой, другие практикуют принцип недеяния (у-вэй), выполняя бессмысленные действия (лежание на пляже и/или созерцание природы) так же хорошо, как ранее выполняли то, что в нашем мире считается действиями осмысленными (например, зарабатывание денег).
Заинтересовались такой жизнью? Тогда выполните психологический тренинг «ревизия ценностей», с которого следует начинать любые изменения в жизни.
Статья является фрагментом книги Софьи Макеевой «Дауншифтинг, или Как работать в удовольствие, не зависеть от пробок и заниматься тем, чем хочется», опубликованной издательством «Эксмо»



