Рубрика: Космос

Марс попал под сокращение

NASA корректирует бюджет планетарных исследований
Успешная миссия марсохода Opportunity дала возможность сэкономить на будущих полетах

Успешная миссия марсохода Opportunity дала возможность сэкономить на будущих полетах

Национальное агентство США по аэронавтике и исследованию космического пространства решило принести Марс в жертву будущим пилотируемым полетам. Бюджет программы планетных исследований NASA планируется планомерно сокращать уже с 2013 года. Под угрозой окажется в первую очередь изучение Красной планеты — США уже собирается выйти из международного проекта ExoMars.
 

Национальное агентство США по аэронавтике и исследованию космического пространства решило принести Марс в жертву будущим пилотируемым полетам. Бюджет программы планетных исследований NASA планируется планомерно сокращать уже с 2013 года. Под угрозой окажется в первую очередь изучение Красной планеты — США уже собирается выйти из международного проекта ExoMars.

Руководители NASA не без нажима со стороны Белого Дома решили урезать расходы на планетные исследования на 20% — с 1,5 до 1,2 млрд долл. в год. После 2017 года, как предполагается, эту статью сократят до 1 млрд.

Готовность власти и функционеров отрасли сэкономить вызвала весьма негативную реакцию со стороны ученых, некоторые из которых называют решение «национальным позором» и «научной трагедией». Газета Washinghton Post приводит слова сотрудника Стэнфордского университета Скотта Хаббарда, ранее работавшего как раз в рамках планетных исследований NASA: «Это сокращение приведет к немедленному сворачиванию совместных с европейским учеными проектов». По словам исследователя, который специализируется в области поиска внеземных микроорганизмов, экспертов отстранили от управления ими же начатых проектов, и вдобавок правительство США абсолютно не заинтересовано в поиске жизни во Вселенной.

Информацию о сокращениях бюджета планетных исследований подтверждает бывший заместитель директора NASA Эд Вейлер, ушедший из агентства в декабре. «Марсианская программа была своего рода жемчужиной NASA, — приводит его слова сайт ScienceInsider (проект издательства, выпускающего всемирно известный журнал Science), — и я не понимаю, в каком иррациональном мире надо жить, чтобы пойти на такое решение? В мире Гомера Симпсона?» В прошлом году эксперт выступил с предложением урезать все программы на 3% вместо того, чтобы приносить в жертву один из проектов, но руководство NASA, по всей видимости, решило поступить иначе.

Вейлер в своем прощальном послании NASA заявил прямо: «Это не вопрос моей личной карьеры, не вопрос политики нашего научного отдела и даже не вопрос NASA в целом. Это вопрос будущего страны, мы единственная страна, которая смогла что-то посадить на поверхность Марса, и как мы можем это подрывать?» Последнее утверждение, конечно, можно оспорить примером «Марса-3», но сравнивать проработавший считанные минуты аппарат хотя бы с «Викингами» (несколько лет на поверхности) явно некорректно.

Сейчас на Марсе уже девятый год работает марсоход Opportunity, на орбите находятся Mars Odyssey и Mars Reconnaissance Orbiter, в сторону планеты летит марсоход Curiosity — и это только детища NASA, к которым в 2013 году должен присоединиться спутник для изучения марсианской атмосферы MAVEN. Даже Луна, которая расположена намного ближе и серьезно рассматривается как цель для пилотируемых полетов, не удостоилась подобного внимания.

С Вейлером и его оценкой марсианской программы, как «драгоценного камня в короне» NASA, сложно не согласиться, но, возможно, именно успех марсианских миссий и стал причиной сокращения расходов. И дело не в недобросовестной конкуренции со стороны, скажем, занимающихся Юпитером или Сатурном групп, а в том, что американские ученые и так оказались вне конкуренции, добыв ценнейшие научные данные о климате и геологии Красной планеты. Европейцам приходится довольствоваться одним аппаратом Mars Express на орбите, российский «Фобос-грунт», также созданный в рамках кооперации с ЕКА, не полетел вовсе, а ExoMars раньше 2016 года не покинет Землю даже по оптимистичным прогнозам.

Впрочем, по мнению члена-корреспондента Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского Юрия Караша, США проводят вполне последовательную политику, направленную на расширение сферы присутствия человека в космосе за пределами околоземного пространства. И сокращение марсианских беспилотных проектов этой цели не противоречат. «Расходы NASA на пилотируемую космонавтику не подверглись такому сокращению, как на беспилотную, — отмечает эксперт. — Сейчас в США создают сразу семь космических транспортных систем, включая как наиболее перспективный «Орион», так и шесть коммерческих кораблей, первый из которых, Dragon (правда, в беспилотном варианте), должен полететь к МКС уже в апреле. Разрабатывается и новая тяжелая ракета, которая превзойдет доставивший людей на Луну «Сатурн-V».»

Караш пояснил, что основным приоритетом NASA сейчас является создание собственных пилотируемых кораблей, так как постоянное использование российских «Союзов» нежелательно для США в силу трех факторов: зависимости космического сотрудничества от общеполитической  обстановки, оттока денег за пределы страны и сомнений в надежности российской техники.

По словам эксперта, всего же по состоянию на начало 2012 года семь американских компаний «Боинг», «Спэйс Экс», «Сьерра Невада», «Блю Ориджин», «Орбитал Сайнсез», «Локхид Мартин» и «Стратолонч Системс» разрабатывают семь типов новых космических кораблей (каждая свой тип). Шесть из этих машин либо с самого начала проектируются в пилотируемом варианте, либо могут быть модифицированы для полетов с астронавтами на борту. К этому списку следует добавить и еще один потенциальный пилотируемый корабль, который «Боинг» намерен разработать на базе своего уже испытанного многоразового корабля Х-37В.

Что же касается марсианских программ, то и в случае успешного приземления и начала работы Curiosity говорить о существенных потерях для общемировой науки не придется. «Конечно, хорошо было бы, если Америка участвовала в ExoMars, если бы запустили еще несколько зондов, но все необходимое для первого пилотируемого полета соберет и этот марсоход», — говорит Караш.