Рубрика: Космос

Проклятие Марса

Межпланетный зонд «Фобос-грунт» может повторить печальную судьбу многих предшественников

«Фобос-грунт» — первый межпланетный аппарат, созданный в России с 1990-х годов, не смог покинуть околоземную орбиту после запуска в ночь на 9 ноября. Сейчас специалисты пытаются определить, почему не включился маршевый двигатель. Если дело в программной ошибке, то ситуация поправима, а если речь идет о поломке, то уникальный марсианский зонд уже никогда не сможет достичь цели. В любом случае это...
 

«Фобос-грунт» — первый межпланетный аппарат, созданный в России с 1990-х годов, не смог покинуть околоземную орбиту после запуска в ночь на 9 ноября. Сейчас специалисты пытаются определить, почему не включился маршевый двигатель. Если дело в программной ошибке, то ситуация поправима, а если речь идет о поломке, то уникальный марсианский зонд уже никогда не сможет достичь цели. В любом случае это очередной удар по репутации отрасли.

По плану полета «Фобос-грунт» должен был сначала отделиться от ракеты-носителя «Зенит-2», а потом в 3 часа ночи по московскому времени включить специально сконструированный для марсианского аппарата разгонный блок. Однако ни первого, ни второго (предусматривалось два маневра) включения двигателя не произошло. По словам руководителя Роскосмоса Владимира Поповкина, не исключено, что аппарат не смог переключиться на звездную систему навигации — в режим, когда пространственное положение определяется не по Солнцу, а по звездам. Причиной такого сбоя могла стать как ошибка в программе управления зондом, так и поломка тех датчиков, которые должны следить за звездами, — в этом случае прогноз для «Фобос-грунта» куда менее благоприятный.

На то, чтобы разобраться в причинах сбоя и скорректировать программу управления (если дело действительно в ней), у Роскосмоса, как признал его руководитель, есть трое суток. В субботу днем иссякнет заряд аккумуляторов на борту, а так как солнечные батареи должны были раскрыться лишь после второго включения двигателя, «Фобос-грунт» останется без электроэнергии. До тех пор зонд нельзя считать потерянным, утверждают специалисты. В пресс-службе Роскосмоса от комментариев сверх уже известной информации о том, что специалисты пытаются найти проблему и устранить ее, отказались.

Минимум два марсианских зонда в прошлом были утрачены из-за потери ориентации и еще несколько стали жертвами программных ошибок. Потеря пространственной ориентации зачастую означает гибель аппарата в силу того, что его антенны должны быть точно нацелены на Землю, а солнечные батареи повернуты к Солнцу. Что же касается программных ошибок, то их роль велика еще и в силу того, что радиосигналы до марсианской орбиты идут около 20 минут, делая невозможным оперативное управление с Земли. Программа управления должна уметь сама решать задачи маневрирования, разворота антенн в нужном направлении, посадки и сближения с другими небесными телами.

Напомним, что немалое количество успешных полетов космических зондов сопровождалось аналогичными проблемами с ориентированием. Сравнительно недавно вернувший на Землю образцы астероидного вещества японский аппарат «Хаябуса» терял связь с Землей, у него выходили из строя ионные двигатели, в определенный момент он начал беспорядочно кувыркаться, но со всеми этими проблемами удалось справиться. Космические аппараты не столь уж редко попадают в нештатные ситуации, так что оценка Поповкиным ситуации с «Фобос-грунтом» в качестве «рабочей нештатной» вполне адекватна, по крайней мере, пока.

Если события будут развиваться по худшему сценарию, то в конечном итоге запуск и потерю «Фобос-грунта» признают страховым случаем. Аппарат оценен страховщиками в 1,2 млрд руб., и это, по словам главы Роскосмоса, составляет реальную стоимость самого аппарата.

Правда, работы по его проектированию обошлись намного дороже, в 5 млрд, но конструкторская документация никуда не денется и в случае потери «Фобос-грунта». А так как на борту зонда нет радиоизотопных генераторов, использующих плутоний в качестве источника энергии, то можно уверенно говорить о практически полном отсутствии риска для землян в случае падения аппарата на поверхность. Небольшое количество радиоактивного кобальта в спектрометре не окажет влияния на радиационный фон, в то время как большая часть токсичного топлива сгорит еще в верхних слоях атмосферы.

В серии космических неудач последнего времени вероятная потеря «Фобос-грунта» — особо болезненная, полета к Красной планете ученые ждали с середины 90-х, когда неудачей завершился старт «Марса-96». «Так, может быть, пора признаться самим себе, всем остальным это давно очевидно, что мы все потеряли, и начать снова с «тренировок на кошках»? Ведь тех людей, запускавших автоматические межпланетные станции 30 лет назад, уже почти нет. А значит, и опыта реального уже нет. Может, стоит, наконец, сбросить спесь «дальнего космоса» и вновь повторить последовательность «пуляем-попадаем-садимся-возвращаемся», начав с Луны?» — по мнению известного аналитика, создателя сайта buran.ru Вадима Лукашевича, речь идет о системном кризисе.

В беседе с корреспондентом «МН» он добавил, что без знания конкретных обстоятельств никак не берется комментировать ситуацию именно с «Фобос-грунтом», но общая тенденция к увеличению частоты различных нештатных ситуаций и аварий достаточно очевидна. На форуме «Новости космонавтики», где активно обсуждается ситуация, он характеризовал текущее положение дел довольно резко: «Для нас просто вывести аппарат на отлетную траекторию — уже победа».