Рубрика: Правозащита

«Я бы предложил гражданам доносить на сотрудников полиции»

Политики и активисты рассказывают, кого бы они могли сдать правоохранительным органам
стучать на ближнего своего

— Ты знаешь, что это такое «Штази»? — Да. Мой папа говорит — это такие плохие люди, которые могут посадить человека. (из фильма «Жизнь других»)

Глава МВД Владимир Колокольцев в недавнем интервью заявил, что россиянам стоило бы перенять западный опыт и научиться «доносить» на правонарушителей в полицию. МН спросили политиков и гражданских активистов, на кого или на что им было бы не стыдно донести.
 

Владимир Милов, лидер партии «Демократический выбор»

— Я уверен, что неправильно называть любое сообщение в полицию доносом. Проблема в том, что  за годы и десятилетия сложилась такая практика в стране от недоверия к органам внутренних дел. Если я перехожу дорогу и вижу, что меня не пропускает водитель, который едет с превышением скорости, я могу переписать его номер и сообщить в полицию. Или история с догхантерами — если я увижу, что где-то разбросан яд, кто-то пытается отравить собак, обязательно сообщу об этом. Считаю, что информировать о нарушениях полицейских правильно, нужно воспитывать такое отношение. Множество проблем возникает из-за пассивности граждан, которые видят нарушение закона и не сообщают об этом. Другое дело, когда вам просто по-человечески не нравятся ваши соседи.  Вы жалуетесь на них, но это не сообщение о факте правонарушения.

Роберт Шлегель, первый зампред комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи

— Думаю, что само слово «донос» имеет в русском языке негативный окрас в силу нашего исторического багажа. Доносы воспринимает только в негативном ключе и интеллигенция в силу советского прошлого и люди из тех регионов, где еще с 90-х годов распространена криминальная культура.  Правильнее было бы назвать это не «стукачеством», а  помощью в установлении правопорядка. Если человек на дороге нарушает правила, нарушает закон, стреляет в кого-то, конечно об этом нужно сообщить в полицию. Я это делал много раз, поскольку понимаю, что, окажись я на месте потерпевшего, был бы благодарен за такую помощь.

Глава МВД Владимир Колокольцев в интервью газете «Московский комсомолец» призвал россиян «доносить» на правонарушителей:

«На Западе не считается зазорным сообщать в полицию о противоправных или преступных действиях своего соседа. Именно так раскрывается или предотвращается значительная часть преступлений. А у нас же прошлые эпохи наложили неизгладимый отпечаток на сознание людей. <...> В нас сидит очень жесткий стереотип, что «стукачество» — это вред и безнравственно. <...> Сама по себе полиция может сделать в сфере борьбы с преступностью очень многое, но не всё. Без активной поддержки общества у нас связаны руки»

Сергей Митрохин, лидер партии «Яблоко»

— Не понимаю, почему мысль Колокольцева работает только в одну сторону: он хочет, чтобы граждане только друг на друга стучали, а не на его сотрудников. Я бы ввел другую систему: предложил гражданам доносить на сотрудников полиции. Если они дают взятку на дороге, а это делает каждый автомобилист, надо дать им возможность об этом сообщать, не неся ответственности за дачу взятки. Наверное, поборы со стороны полиции уменьшились бы в разы. Я взяток не даю, но если примерить эту ситуацию на себя, мог бы сообщить. Так же как и о грубом поведении сотрудника полиции, об отказе представиться, о рукоприкладстве.

Константин Голоскоков, комиссар движения «Наши»

— До тех пор, пока в обществе будет превалировать мнение о том, что полиция — это некие инопланетяне, порядок мы не наведем. Мы хотим жить как в Европе, но забываем, что в европейских странах, если ты перейдешь дорогу на красный свет, бабушка, которая сидит на лавочке, побежит жаловаться в полицию. Я не из тех, кто будет сообщать о переходе дороги в неположенном месте, но если есть факты нарушения закона — я об этом сообщаю. За последние два года я направил в прокуратуру и Следственный комитет  50 заявлений, по фактам нарушения закона, в том числе и видными политиками, включая Алексея Навального. В основном жаловался на оппозиционеров, но не только, были и расследования в отношении чиновников из правительства Москвы.

Николай Ляскин, член федерального Политсовета движения «Солидарность»

— Исходит это предложение от лени полицейских и от их нежелания ничего делать. К тому же в  нашей системе даже неплохие законы и начинания обычно оборачиваются против людей, особенно против активных граждан. Если уж реализовывать эту идею, можно было бы попробовать начать с дорожного движения. Сделать так, чтобы нарушения, которые люди фиксируют на видео, они могли бы посылать в какой-то особый отдел, и по факту этих неоспоримых доказательств  штрафовались бы нарушители. Сам я в полицию жаловался только на действия самих же сотрудников полиции, и пока мои жалобы не возымели успеха.