Рубрика: Правозащита

Срок по Магнитскому

Александр Бастрыкин пообещал закрыть дело о гибели юриста через два месяца
Глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин пообещал до конца января 2012 года закончить расследование дела о гибели в СИЗО юриста Hermitage Capital Management (НСМ) Сергея Магнитского. Бастрыкин заявил об этом 24 ноября на внеочередном заседании Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека. Представители силовых ведомств также пообещали общественникам в...
 

Глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин пообещал до конца января 2012 года закончить расследование дела о гибели в СИЗО юриста Hermitage Capital Management (НСМ) Сергея Магнитского. Бастрыкин заявил об этом 24 ноября на внеочередном заседании Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека. Представители силовых ведомств также пообещали общественникам в кратчайшие сроки разобраться в других громких делах тяжелобольных подследственных. Но получить внятный ответ, когда российская пенитенциарная система станет гуманнее по отношению к постояльцам СИЗО, правозащитники так и не смогли.

Дольше всего члены совета и силовики обсуждали дело Сергея Магнитского, заявила «МН» руководитель организации Transparency International — R Елена Панфилова. На заседании президентского совета присутствовали представители Генпрокуратуры, Следственного комитета, МВД, УФСИН по Москве и Мосгорсуда. Общественники недовольны тем, что правоохранители до сих пор не установили причину гибели в СИЗО юриста и не назвали всех виновных в его смерти.

Пока обвиняемыми в смерти Магнитского считаются бывшие врачи тюремной больницы СИЗО «Бутырка» Лариса Литвинова и Дмитрий Кратов. Литвинову обвиняют в «причинении смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей», Кратова — в «халатности, повлекшей по неосторожности смерть человека». Правозащитники же убеждены, что ответственность за гибель юриста должны нести и сотрудники Следственного комитета МВД, которые вели дело Магнитского, — в частности, Олег Сильченко, Павел Карпов, Артем Кузнецов и Наталья Виноградова. Эти фамилии фигурировали в специальном докладе совета, в котором анализировались обстоятельства содержания Магнитского под стражей. Итоги своей экспертизы общественники передали президенту Дмитрию Медведеву еще 5 июля.

Вчера на заседании совета глава СКР Александр Бастрыкин заявил, что следственные действия по делу врачей «Бутырки» закончены, но дал понять, что список обвиняемых может быть расширен. «По остальным должностным лицам, которые, возможно, причастны к гибели Сергея Магнитского, расследование продолжается. Оно будет продолжаться до тех пор, пока мы на 100% не убедимся, что полностью установили круг должностных лиц, сотрудников и членов учреждений, которые прямо или косвенно виновны в этой смерти», — подчеркнул глава СКР, которого цитирует Интерфакс. Закончить расследование Бастрыкин пообещал до 24 января, рассказала Елена Панфилова.

Однако разговор о наличии конфликта интересов у сотрудников МВД был очень сложным, отметила Панфилова. «Представители МВД настаивали, что расследование гибели Магнитского не подтвердило наших предположений, значит, никакого конфликта интересов не было. Но в Генпрокуратуре нам пообещали провести дополнительную проверку», — рассказала она.

По словам Панфиловой, общественникам удалось добиться от силовиков обещания объединить следственные группы по связанным с Сергеем Магнитским уголовным делам. «Это было одной из важнейших наших просьб, отраженных в докладе. Очень важно, чтобы дела не были разбросаны и чтобы был один ответственный за расследование так называемого большого дела Магнитского», — отметила Панфилова.

Общественники, впрочем, напомнили силовикам и судьям о других подследственных, которых, несмотря на болезнь, не выпускают из-под стражи. Они пожаловались, что в СИЗО по-прежнему содержится бизнесмен Владимир Орлов, перенесшая тяжелую операцию Наталья Гулевич и переживший инсульт Станислав Канкия. Все они обвиняются в мошенничестве. «Заместитель генпрокурора Виктор Гринь пообещал разобраться с ситуацией по линии гособвинения, но в целом правоохранители и представители суда сбрасывали ответственность друг на друга», — заявил «МН» председатель общественной наблюдательной комиссии за местами принудительного содержания по Москве Валерий Борщев. По поведению правоохранителей, чиновников и судей стало понятно, что проблемы тюремной медицины и следствия разрешатся не скоро, выразил сожаление Борщев.

Правозащитник уверен, что медицинскую систему ФСИН нужно отдать в ведение Минздравсоцразвития. Но присутствовавший на заседании замглавы здравоохранительного ведомства Юрий Воронин в очередной раз дал понять, что взваливать на себя дополнительное бремя в виде нескольких тысяч тюремных медиков Минздравсоцразвития не хочет. «Вопрос требует детальной проработки. Делать это спорадически, не подготовившись, не просчитав всех последствий, было бы неправильно. Кто будет работать, в каком порядке — вопрос нужно серьезно обсуждать», — заявил Воронин.