Рубрика: Медицина

Доктор iБолит

Анестезиолог Евгений Флеров превратил операции в онлайн-трансляции
16 марта 14:58Дарья ЛуганскаяДарья Луганская
телемедицина

Операция протезирования восходящей аорты крайне сложная, но, как говорит доктор Флеров, «красивейшая»

телемедицина

Евгений Флеров помнит времена,когда компьютеры занимали комнаты, а сегодня он, преданный фанат Apple, оснастил «яблочной» техникой медицинский центр

телемедицина

Евгений Флеров и виртуально, и физически практически живет на работе

телемедицина

Обычно в телемедицинском центре не только «маки» - здесь постоянно занимаются студенты и идут конференции

Анестезиолог Евгений Флеров не мыслит свой рабочий день без интернета. Через сеть он, как Большой Брат, может следить за четырьмя кардиооперационными. Евгений Флеров разработал технологию телемедицины в реальном времени: теперь врачи со своих компьютеров дистанционно контролируют безопасность больного, консультируют и читают лекции. В свои почти 70 лет Флеров не перестает удивляться скорости развития технологий и надеется, что когда-нибудь то, что используется в его кардиооперационных, станет нормой во всех операционных России.
 

Анестезиолог Евгений Флеров не мыслит свой рабочий день без интернета. Через сеть он, как Большой Брат, может следить за четырьмя кардиооперационными. Евгений Флеров разработал технологию телемедицины в реальном времени: теперь врачи со своих компьютеров дистанционно контролируют безопасность больного, консультируют и читают лекции. В свои почти 70 лет Флеров не перестает удивляться скорости развития технологий и надеется, что когда-нибудь то, что используется в его кардиооперационных, станет нормой во всех операционных России.

В холле Российского научного центра хирургии (РНЦХ) — зеркала в массивных оправах, кадки с цветами и кожаные кресла. Духом инноваций не пахнет. Появление на проходной Евгения Флерова с «Маком» под мышкой ставит все на свои места. По дороге к телемедцентру он на ходу открывает ноутбук, включает онлайн-трансляцию из операционной, хвалит скоростной Wi-Fi и с иронией вспоминает времена, когда компьютеры занимали целые залы. «Вы представляете, я из тех компьютерщиков, кто мог читать перфоленту», — говорит он. Сейчас Евгений Всеволодович признается, что он все время как молодой: «Я не могу успокоиться, настолько интересно сейчас развиваются компьютерные технологии, настолько много интересного в будущем. Я не устаю удивляться возможностям, которые открываются для медицины в моей анестезиологии, хирургии с развитием аудиовизуальных и телекоммуникационных технологий».

В телемедицинском центре проходят лекции для студентов и врачебные конференции. Сейчас хирурги четвертной кардиооперационной здесь присутствуют виртуально. На 30-дюймовом дисплее мы слышим, как переговариваются врачи, пищит аппаратура операционной, звенят хирургические инструменты — идет видеотрансляция операции протезирования восходящей аорты. Периодически вызванивает Евгения Всеволодовича Skype: звонят коллеги. Концентрация компьютеров для небольшого помещения впечатляющая: пять iMac разных габаритов, слайдер, наконец, iPad и iPhone Евгения Всеволодовича. Он берет в руки то планшет, то смартфон, переключает входы проектора. «Сегодня такая интереснейшая, красивая операция Дэвида! Операцию проводит молодой академик РАМН Юрий Владимирович Белов, хирург от Бога! У пациента была недостаточность аортального клапана 3-й степени. Он хирургическими нитями ювелирно свел створки аортального клапана, полностью отрезал и спротезировал восходящую аорту», — продолжая фразу, он открывает на iPad архивное видео с сайта РНЦХ. «Вот зажим на аорте, вы видите трехстворчатый аортальный клапан, вот он», — комментирует врач. И действительно, все видно очень четко. «Сейчас у нас стоят камеры с разрешением 720 пикселей, в этом году мы планируем сменить их на принципиально новые FullHD-камеры, картинка станет еще лучше », — добавляет он. Евгений Всеволодович жмет на зум — картинка приближается без потери четкости. Доктор говорит, при таком качестве можно увидеть нить в четыре раза тоньше волоса.

Если ошибается анестезиолог, больной уже не жалуется

Камеры, установленные в операционных Центра хирургии РАМН, приехали из США. В 2002 году Евгений Флеров познакомился в интернете с руководителем фирмы домашней безопасности из Нового Орлеана Роном Боргартом. Теперь он постоянно на связи с Роном — через стандартную видеоконференц-связь или Skype. «Если мы с ним не встретимся, день прошел зря», — говорит Евгений Всеволодович.

В 2002 году Рон помог телемедицинскому центру оборудованием. В команде РНЦХ тогда уже думали, как поставить камеры в операционной, установить систему связи и уйти от стандартной телемедицины. «Это когда ставятся тысяч за 20 долларов системы видеоконференц-связи, которые накрываются скатёркой, иногда зовут врачей для консультации и чтения лекций. А основное время — это мертвая техника, которую врачи не могут использовать самостоятельно», — объясняет Евгений Всеволодович, добавляя, что пока так работают в России и за рубежом. Его американский друг переслал врачу новые сетевые видеокамеры, заодно приложив в подарок две системы конференц-связи. Теперь одна из них включена в операционной, другая — в аудитории.

Систему наблюдения и видеоконференц-связи ввели прежде всего из соображений безопасности. В РНЦХ проводят тяжелейшие операции, где ошибки недопустимы. «Работа анестезиолога чрезвычайно трудна и связана с высокой ответственностью. Если ошибается анестезиолог, больной уже не пожалуется: жалуются только его родственники», — говорит он.

Сам Евгений Флеров сознательно выбрал специализацию «анестезиология», когда она только зарождалась.

Реалити-шоу «Под скальпелем»

Основная идея работы лаборатории, как говорит Евгений Флеров, веб-интеграция медицинской информации. По словам Евгения Всеволодовича, впервые в мире РНЦХ открыл доступ к компьютерным анестезиологическим картам через интернет еще в 1997 году. Параллельно на сайте центра хирургии РАМН выложили фото и видеоархивы операций. Накопленный опыт использовали при обучении врачей во время постдипломного образования, студентов. «Телемедицина — это прежде всего консультация, контроль, обучение и даже управление», — объясняет ее функции Евгений Флеров.

Сегодня специалисты РНЦХ бесплатно консультируют врачей и напрямую пациентов. «Врач, представляющий больного, или сам пациент через сайт входит в раздел «консультации», заполняет форму, выбирает консультанта, прилагает файлы выписок из истории болезни, анализы, видеофайлы и прочее. Enter — и выбранный специалист без посредничества телемедцентра тут же получает электронное письмо с уведомлением», — говорит Евгений Флеров. Он открывает свой Gmail: «Вчера было 900, сегодня уже 1000 (писем)».

Денег за консультации врачи не берут, равно как и за операции: центр — государственный. «Клиника за каждую кардиооперацию получает от $5 тыс. до $7 тыс., что, к сожалению, не всегда покрывает расходы на дорогостоящие технические одноразовые средства и медикаменты, используемые во время лечения», — говорит Евгений Всеволодович. Большую часть дорогостоящих iMac телемедцентра Евгений Флеров купил на свои средства.

Все видео- и фотоопераций хранятся в электронном архиве: врачи анализируют свой опыт и учат студентов. Так удобнее: студентам не нужно смотреть через плечо врачей, чтобы увидеть краем глаза, как идет операция. Сам Евгений Всеволодович студентом в 1960-х круглые сутки работал на выходных в Боткинской больнице анестезиологом.

Флеров проповедует открытость информации. На сайте РНЦХ висят презентации и видеолекции ведущих специалистов РНЦХ. Евгений Флеров пролистывает одну из своих презентаций — среди диаграмм и тезисов всплывает фото Стива Джобса с подписью: Think Different.

Один из нестандартных шагов центра — оповещение врачей по СМС. Если в здоровье больного происходит сбой, на сотовые телефоны специалистов автоматически приходят, по выражению Евгения Всеволодовича, «интеллектуальные алармы». «У нас все веб-интегрировано», — говорит доктор.

«Телемедицина может стать мощным направлением развития медицинской науки и практики, если правительство и министерство обратят на это внимание», — машет он рукой, спускаясь по лестнице.

В лаборатории Евгения Флерова работает всего восемь специалистов. Вся команда собирается разве что по праздникам: четверо работают дистанционно. Но постоянную связь коллеги, и не только из РНЦХ, поддерживают постоянно. По Skype позвонили Флерову хирург из Дмитровской районной больницы Юрий Сиваков и кардиохирург Вадим Прелатов, давний друг и коллега анестезиолога, 20 лет назад уехавший из Москвы после работы в РНЦХ. «Технологии сейчас летят с такой скоростью, как будто сказка», — отмечает Вадим Прелатов. «У него там, в Саратове, техника не хуже, чем у меня», — добавляет Евгений Флеров. Он уверен, что не надо множить телемедицинские центры в России, а нужно повышать компьютерную грамотность: «Телемедицина — это не специальность, это компьютерная грамотность, которой должен владеть каждый современный доктор», — резюмирует анестезиолог.