Рубрика: Тюрьма

«Вкрапления на бриллианте»

ФСИН хочет получить право стрелять по заключенным внутри колоний
28 марта 00:05МиненкоСергей Миненко
После дерзкого побега заключенного на вертолете из вологодской колонии Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) РФ предлагает изменить законодательство об охране исправительных учреждений. Об этом 27 марта заявил начальник управления охраны и конвоирования ФСИН Михаил Буц. Он предложил разрешить конвою открывать огонь внутри самих колоний.
 

Эксперты в категоричной форме высказались против введения такой нормы. По их мнению, нынешняя охранная система вполне себя оправдывает, а ФСИН стоит уделить внимание подготовке своих сотрудников.

22 марта осужденный Алексей Шестаков совершил побег из колонии в Шексне. Сообщники Шестакова, арендовав вертолет, заставили пилота приземлиться на территории колонии в тот момент, когда Шестаков находился на прогулке. Заключенный, уцепившись за сброшенный ему трос, улетел, но в тот же день его вместе с сообщниками задержали. Руководство ФСИН не исключает, что Шестакову могли содействовать сотрудники колонии. Об этом вчера заявил начальник управления охраны и конвоирования ФСИН Михаил Буц. «Даже на бриллианте есть вкрапления. К сожалению, и в наших рядах есть люди, которые могут способствовать подготовке побега», — сказал он.

Дерзкий побег зэка заставил ФСИН задуматься о пересмотре существующей системы охраны исправительных учреждений. В числе прочего, чтобы исключить побеги, ФСИН решила отказаться от громоздких заборов колоний и оснастить ограждения нового типа современными техническими средствами. «Поменяется облик и содержание запретных зон. Вместо большого набора разномастных ограждений будет устроено два, основное и предупредительное, отличающихся от предыдущих по высоте и по материалам», — сказал Буц на заседании общественного совета ФСИН. Пространство между ограждениями будет устроено так, чтобы там могли двигаться транспортные средства, — «это обеспечит быстрое прибытие оперативных групп при срабатывании технических средств охраны». Представитель ведомства также сообщил, что колонии оснастят цветными камерами наблюдения.

Еще одна норма, которую собрались менять сотрудники службы исполнения наказаний, касается применения оружия на территории мест заключения. По словам Буца, до сих пор применение оружия возможно только после преодоления линии охраны, а не внутри территории мест заключения, но вскоре это правило может измениться. «Преступники не стоят на месте, используют самые современные технические средства. Законодательно мы будем делать все, чтобы в такой ситуации обезопасить нашего сотрудника и повысить надежность охраны объекта», — сказал он.

Последнее предложение чиновника вызвало негодование экспертов. Бывший начальник колонии строгого режима, а ныне правозащитник Игорь Шевченко заявил, что разрешать открывать огонь внутри колоний нельзя ни при каких условиях. «Это породит большие злоупотребления, у многих может появиться желание пострелять, — сказал он «Московским новостям». — Существующие правила применения оружия вполне соответствуют всем нормам, их менять не нужно. А тут получится, что охранник что-то заметил, и сразу начнет палить. А вдруг он ошибся?»

Согласен с ним и правозащитник, председатель правления благотворительного фонда «Социальное партнерство», руководитель московской Общественной наблюдательной комиссии за местами принудительной изоляции от общества Валерий Борщев. «То, что говорит Буц, — это непрофессиональный подход. От человека на такой должности слышать подобные заявления довольно странно. Можно сделать вывод, что он вообще не в курсе нынешних систем охраны», — заявил Борщев «МН». По его словам, существующая система охраны себя оправдывает. «Всегда найдутся изобретательные зэки, которые смогут обойти любые охранные системы, — говорит Борщев. — Сам  факт побега на вертолете не демонстрирует несовершенство охранных норм».

По словам экспертов, первое, чему надо уделить внимание ФСИН, — это работа с персоналом исправительных учреждений. «Чтобы исключить побеги из колоний, нужно повышать профессионализм сотрудников. Чтобы они могли предупреждать побеги, собирать информацию. Повышение квалификации людей — вот самые нужные нормы», — считает Шевченко. «Главная проблема всех колоний — в человеческом факторе, — вторит ему Борщев. — Руководить колонией должен не оперативник, как у нас, а воспитатель. Вот ключевая проблема. Пока учреждениями руководят непрофессионалы, никакие изменения в законах об охране не принесут пользы».