Выход скандального фильма «Невиновность мусульман» вызвал протесты в исламском мире
18 сентября прокуратура подала в Тверской суд Москвы заявление о признании этого видеофильма экстремистским материалом. Суд должен в течение пяти дней принять дело к производству или отклонить. Еще до того, как стало известно о решении прокуратуры, Роскомнадзор призвал российских операторов связи заблокировать доступ своих абонентов к фильму, не дожидаясь решения суда. В этот же день Совет муфтиев России распространил специальное заявление, в котором призвал российских мусульман не поддаваться на провокации и сохранять мир и согласие в обществе.
«МН» обратились к представителям исламского сообщества России с тремя вопросами:
1. Видели ли вы фильм «Невиновность мусульман» и если да, то зачем вы его посмотрели?
2. Возможно ли в России (и в частности, в Москве) что-то подобное тем протестам, которые потрясли Ливию, Египет и исламский мир в целом?
3. Необходим ли официальный запрет этого фильма в России? Какие еще материалы достойны запрета?

Кристофер Стивенс, посол США в новой посткаддафиевской Ливии, погиб в день «премьеры» «Невиновности мусульман». 11 сентября консульство США в Бенгази, в котором находился дипломат, было разграблено и сожжено. По некоторым данным, машина, на которой Стивенс пытался выбраться из охваченного огнем здания, была расстреляна из гранатометов. По сообщению госдепартамента США, при обстреле, помимо посла Стивенса, погибли еще два человека — сотрудник отдела информации консульства Шон Смит и двое морских пехотинцев, охранявших дипмиссию. Восемь человек были ранены, большую часть сотрудников во время обстрела удалось эвакуировать — их доставили в тайное убежище в Триполи.

Дамир-хазрат Мухетдинов, первый зампред Духовного управления мусульман европейской части России:
1. Я частично посмотрел этот фильм — то, что мне удалось найти и скачать. Надо было иметь представление о сути этого «произведения». Это шокирующий, провокаторский фильм, направленный на дестабилизацию и в мусульманском мире, и в мире в целом. Отчасти появление этого фильма можно воспринимать как проявление борьбы демократов и республиканцев в Соединенных Штатах. Можно вспомнить, что Обама после своего избрания совершил турне по мусульманским странам, он пользовался популярностью, многие мусульманские лидеры возлагали свои чаяния и надежды на этого президента и его администрацию. Сейчас мы видим, что процесс пошел вспять, антиамериканские настроения как никогда сильны в мусульманских странах. Конечно, нашему руководству нужно обратить внимание на то, как эту ситуацию использовать в имиджевом плане — на благо России.
2. В России, в Москве подобные реакции невозможны. Мы уже много лет сталкивались с подобными провокациями в мире, но российские мусульмане всегда очень спокойно, взвешенно, в рамках действующего законодательства протестовали — проводили пикеты, митинги. Поэтому я не думаю, что где-то будут погромы, что камнями будут закидывать посольства США и т.д. Конечно, мусульмане будут поднимать эту проблему на встречах с представителями органов власти, в пятничных проповедях в мечетях, в СМИ — это все будет. Но, повторяю, реакция не выйдет за рамки действующего законодательства России.
3. Если российское руководство по инициативе Генпрокуратуры или другого органа признает этот фильм экстремистским и не допустит возможности для просмотра его через YouTube, другие интернет-ресурсы, телевидение — это будет не просто правильно. В глазах российских мусульман и мусульман СНГ, если это грамотно распиарить в глазах мусульманского мира, это можно преподнести как очень здравую позицию российского руководства в том, что касается строительства исламо-государственных отношений. Наверняка существует много материалов, оскорбляющих образ Иисуса, которого мусульмане почитают как пророка.

Альбир-хазрат Крганов, муфтий Москвы (Центральное духовное управление мусульман):
1. Нет, я этот фильм не смотрел. Кто-то из знакомых верующих посмотрел и подтвердил, что были моменты, оскорбительные по отношению к исламу, — такова была реакция. Чувства верующих очень уязвимы, нельзя на этом играть, никому непозволительно на этом спекулировать.
2. Сложно говорить наверняка. Мусульманское сообщество в нашей стране относится с сожалением к тому, что произошло, но поддаваться на подобного рода провокации мусульмане не будут. Мы видим, что этот кощунственный фильм появился в разных странах, появляются разные заказные поводы для эскалации — это очень нехорошо. Нельзя рассматривать в отрыве от других конфессий. Подобного рода была выходка известной группы в храме Христа Спасителя — это тоже было надругательство над святыней. Светское законодательство должно оберегать общество от подобного рода провокаций, потому что это приводит не только к митингам, но и к тому, что мы сейчас видим за границей. Очень не хотелось бы, чтобы что-то подобное было и у нас.
3. Те действия, которые предпринимает прокуратура, совершенно правильны. Понятно, что Россия светское государство, но тем не менее оскорбления верующих людей или любой другой категории должны пресекаться законом — так, чтобы это дальше не развивалось. Люди не должны этого допускать, но если такие категории не работают, должен действовать закон.

Гейдар Джемаль, председатель Исламского комитета России:
1. Я не видел, мне подробно пересказали люди, которые не имеют отношения к исламу. Михаил Козырев, ведущий телеканала «Дождь», сказал, что более отвратительного, чудовищного и трэшевого мусора он не видел и что он выключил через 30 секунд.
2. В принципе такая реакция возможна. Все зависит от того, как поведет себя российская власть. Если она выступит в поддержку мусульман против внутренней политики американских властей (которые под предлогом свободы попустительствуют таким людям, как автору фильма Сэму Бэсилу, пастору Терри Джонсу), тогда конфликт можно будет и разрядить. Но если российская власть останется нейтральной или поддержит либеральную позицию, то, конечно, будет конфликт. Но я думаю, что либеральную позицию наша власть не поддержит.
3. Я думаю, что оптимальным было бы, если бы доступ к этому фильму запретил Google. В противном случае минимум 300 млн пользователей пошлют одновременный запрос, DDoS-атаку, и он обвалится. Лучше уж сейчас получить постановление какого угодно суда, и сделать это по-тихому.

Нафигулла-хазрат Аширов, сопредседатель Совета муфтиев России:
1. Не смотрел.
2. Надо понять, что протесты в исламских странах начались, потому что их руководство (связанное с Америкой и экономически, и политически) не выразило должного официального осуждения этого богохульного фильма. Попустительство богохульству вызвало гнев. У российских мусульман нет необходимости выражать протест в такой форме, так как само российское руководство недвусмысленно сформулировало отношение к такого рода оскорблениям чувств верующих, свое неприятие попрания основ нравственности — это касается и мусульман, и представителей других конфессий. Рамзан Кадыров осудил — и весьма жестко — эту богохульную акцию, и в Чеченской Республике все спокойно. Владимир Путин выступил с осуждением, и это дало повод мусульманам удовлетвориться этим.
3. Безусловно, запрет этого фильма был нужен. Мусульмане также осуждают любое насмехательство и надругательство над религиозными святынями — не только исламскими святынями, но и над религиозными чувствами людей вообще.





