Крестовый подход
27 августа 00:05 |
«Уничтожение поклонных крестов — это объявление войны Русской православной церкви», — заявил в субботу глава Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов. Так официальный представитель патриархии прокомментировал инциденты, происшедшие накануне в микрорайоне Варавино-Фактория Архангельска и в поселке Смеловский Верхнеуральского района Челябинской области. В обоих случаях неизвестные злоумышленники распилили на куски деревянные поклонные кресты.
Незадолго до того активистки группы Femen спилили поклонный крест в центре Киева и пообещали начать в знак поддержки Pussy Riot «первый гастрольный тур по очагам православного деревянного зодчества России». К инциденту в Архангельске, вероятнее всего, сами Femen не причастны — очевидцы сообщали о двух молодых людях 16–20 лет, одетых в черное. Femen в своем официальном блоге приветствовали «отважных архангельских и челябинских кресторубов». «Эпоха крестоповала должна стать закатом российской церковной мафии», — говорится в заявлении группы.
Поклонный крест
Элемент христианской (как православной, так и католической) традиции. Православные поклонные кресты (деревянные, реже — каменные или литые), сориентированные на восток, устанавливаются по обочинам дорог на возвышении. Поклонным крест называется потому, что предназначен для молитвенных поклонов перед ним. В католицизме аналогичную роль играют установленные близ дорог скульптурные изображения Богоматери. Церковь считает, что первый поклонный крест был установлен еще до Крещения Руси — св. княгиней Ольгой в X веке на Киевских горах.
В последние годы поклонные кресты сооружают в память о жертвах политических репрессий: в частности, в 2007 году крест был установлен на Бутовском расстрельном полигоне, католический поклонный крест стоит над мемориалом в память катынского расстрела. Деревянный греко-католический крест, который группа Femen уничтожила бензопилами 17 августа (в день приговора Pussy Riot), также был посвящен жертвам террора — его установили на киевском майдане Незалежности в память о расстрелянных в сталинские годы. Архангельский поклонный крест был освящен епископом Архангельским и Холмогорским Тихоном в 2004 году на месте храма св. мученика Виктора, снесенного в советское время. Крест близ уральского поселка Смеловский установили совсем недавно, в июле этого года, в память о жертвах репрессий.
Реакция представителей церкви была незамедлительной. Протоиерей Димитрий Смирнов, выступая в эфире радиостанции «Эхо Москвы», сравнил вандалов, устроивших «крестоповал», с террористом Андерсом Брейвиком, а панк-молебен Pussy Riot приравнял к выстрелу «Авроры», запустившему цепную реакцию. «Народ, который хулит собственную церковь, обречен», — заявил о. Димитрий. Глава Синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин заявил: отпор вандалам — «принципиальнейший вопрос, это делочести наших правоохранительных органов, государства и всего общества».
Заметим, что и федеральный уполномоченный по правам человека Владимир Лукин, который накануне высказывался резко против (поддержанной церковью) идеи создания православных дружин для защиты храмов от вандалов, назвал преднамеренное уничтожение религиозных святынь «вакханалией ненависти и зверства». «Атеизм и богоборчество — это далеко не одно и то же», — подчеркнул омбудсмен, по мнению которого «единственный действенный способ победы над подобной дикостью — всеобщая духовная и нравственная изоляция подобного рода дикарей».
Протодиакон Андрей Кураев (чьи комментарии по поводу февральского панк-молебна оказывались самыми мягкими из высказываний представителей РПЦ) полагает, что осужденным «московским феминисткам» следовало бы «киевское свинство назвать свинством» и отмежеваться от самозваных последователей. В таком случае у них появится шанс выиграть апелляцию в Мосгорсуде, считает о. Андрей. По всей видимости, тактика Pussy Riot будет именно такой (учитывая, что они уже отмежевались от акции Femen). Муж Надежды Толоконниковой Петр Верзилов заявил, что девушки осудят атаки на поклонные кресты.
Адвокат Pussy Riot Виолетта Волкова в свою очередь полагает, что случаи осквернения храмов и уничтожение крестов — «провокация власти с целью ужесточения закона в области религии». Кроме того, адвокат считает, что «время выбрано правильное — скоро кассация (по делу Pussy Riot. — «МН»), общественное мнение пытаются перенастроить против девушек».
«Осквернение любого креста, имеющего признаки объекта культа (соответствующие надписи, восьмиконечную форму, характерную для православного креста), — это, безусловно, акт кощунства, — заявил в интервью «МН» председатель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. — Замечу, что и согласно светскому законодательству, Кодексу об административных правонарушениях, существует наказание за осквернение предметов, почитаемых верующими. Сложно сказать, какие мотивы были у осквернителей. Ясно только, что их нравственное чувство находится на самом низком уровне, а действия, безусловно, опасны. Государство и общество должны сделать так, чтобы подобное не повторилось, иначе непонятно, существуют ли это государство и этот народ. В противном случае мы будем достойны Божьего наказания».