Признак экстремизма

27 апреля 00:05  | 
Генпрокуратура инициирует следствие против «шариатского адвоката» Хасавова
Дагир Хасавов сейчас скрывается на «конфиденциальной квартире», утверждает его сын

Скандальное выступление адвоката Дагира Хасавова на телевидении получило вчера первую официальную правовую оценку. Его высказывание о необходимости введения шариатских судов содержит признаки экстремизма, считают в Генпрокуратуре. Теперь Хасавову грозит не только уголовное преследование за разжигание религиозной вражды и призывам к экстремизму. По всей видимости, он может лишиться и своего статуса.

После скандала, разразившегося из-за провокационного интервью Дагира Хасавова на РЕН ТВ, в котором он обещает «залить город кровью», если мусульманам не разрешат жить в Москве по шариату, Федеральная палата адвокатов поспешила сделать заявление. Из него следует, что поведение Хасавова «не просто выходит за рамки этических правил, принятых в адвокатуре, но и содержит вызов корпорации». «Представляется, что высказанная им позиция несовместима со статусом адвоката», — говорится в заявлении ФПА. Там отметили, что «категорически осуждают любые действия, подталкивающие к разжиганию национальной или религиозной розни». Однако вопрос возможного лишения статуса адвоката относится к компетенции Московской адвокатской палаты, в которой состоит Хасавов. В ФПА выразили надежду, что московские коллеги дадут «соответствующую оценку его действиям».

Правда, глава столичной палаты Генри Резник призывает «не рубить с плеча». «Нужно дождаться, пока не вынесут какой-либо приговор», — сказал он.

По закону именно обвинительный приговор по уголовному делу, в котором совершившим преступление числится адвокат, означает автоматическое лишение его статуса. В иных случаях это может произойти по заявлениям клиентов, жалующихся на нарушение их защитниками этики, или по обращениям компетентных органов власти. Впрочем, вероятно, что и приговора ждать долго не придется, так как компетентные органы действуют на удивление оперативно.

МВД РФ в среду поручило своим экспертам проверить высказывания Хасавова на предмет экстремизма и обещало управиться с этим за неделю. А Генпрокуратура в четверг уже выдала свою резолюцию по сюжету на РЕН ТВ. «Установлено, что выступления участников репортажа направлены на возбуждение ненависти и вражды, а также на унижение человека или группы лиц по признакам отношения к религии — исламу и могут считаться призывами к осуществлению экстремистской деятельности», — заявила официальный представитель ведомства Марина Гриднева. Исследование проводил государственный НИИ «Российский институт культурологии».

Досталось и телевизионщикам, так как скандальный видеосюжет РЕН ТВ, по словам Гридневой, «можно считать направленным на пропаганду исключительности либо превосходства граждан по признаку религиозной принадлежности». В связи с этим гендиректору канала Александру Орджоникидзе объявлено предупреждение за трансляцию интервью с Хасавовым. Своими выводами Генпрокуратура поделилась со следственным управлением СКР по Москве, которому предстоит решить вопрос о возбуждении уголовного дела, и со столичным управлением Минюста, которое курирует адвокатуру.

Возможно, эти обстоятельства, а также тот факт, что его заявление получило оценку и из уст хорошо знакомого с нормами шариата главы Чечни Рамзана Кадырова, побудили Хасавова «лечь на дно». Он не выходит на связь (и, как сообщили «МН» в Совете муфтиев России, по слухам, покинул страну), а роль защитника опального адвоката взял на себя его сын Арслан. Он сообщил в блоге на сайте радиостанции «Эхо Москвы» о том, что отец «находится на конфиденциальной квартире, где готовит иск к журналистам РЕН ТВ и делает шаги к урегулированию этого конфликта».

Хасавов-старший, по уверению его сына, пострадал из-за конфликта с главой Совета муфтиев России Равилем Гайнутдином. «Дагир Хасавов является защитником интересов авторов реконструкции и строительства Московской соборной мечети на проспекте Мира и последовательно выступал против системы Совета муфтиев России и лично Равиля Гайнутдина, который — и есть вся доказательная база — «съел», освоил огромные средства», — утверждает Арслан Хасавов.

К тому же, по его словам, Дагир Хасавов защищал активиста «Другой России» Дмитрия Путенихина, известного под прозвищем Скиф, — того самого нацбола, который 28 октября прошлого года на выходе из Тверского суда облил водой гособвинителя по «манежному делу» Алексея Смирнова. Кроме того, заявляет Хасавов-младший, его отец «подписал обращения в защиту Гейдара Джемаля и в одиночку боролся с беспределом и коррупцией в централизованных исламских организациях».

Дагир Хасавов действительно пытался в прошлом году создать в России новые исламские структуры — совет имамов и союз мусульман. Он утверждал, что эту инициативу поддержали представители татарских и кавказских общин мусульман. «За Хасавовым нет никакой религиозной или общественной организации, от чьего имени он мог бы выступать», - сказал «МН» зампредседателя Совета муфтиев России, руководитель аппарата муфтиев России Рушан хазрат Абясов. По его словам, «дело следователей – внимательно изучить, кто за ним мог стоять, но явно очевидно, что это заявление является провокацией, которая направлена в первую очередь против ислама и мусульман, для того, чтобы очернить нашу религию и ее последователей, а также внести раскол в многонациональное и многорелигиозное российское общество, поссорить народы и традиционные религии России». «Мне до вчерашнего вечера, хотя я в исламском движении не первый год, имя этого человека ни о чем не говорило», — утверждает и руководитель Национальной организации русских мусульман Вадим Сидоров (Харун ар-Руси).

Глава Духовного управления мусульман европейской части России (ДУМЕР) Харис хазрат Саубянов считает выступление Хасавова частью некой кампании против лидеров традиционных конфессий России. «Сначала целенаправленные нападки на РПЦ, потом, что самое ужасное, отдельные некомпетентные представители конфессии берут на себя смелость утверждать от лица всех мусульман, — заявил Саубянов на прошедших вчера слушаниях в Общественной палате. — Это должно подпадать под уголовную ответственность о разжигании межнациональной и межрелигиозной вражды».