Жителям Киргизии станет сложнее получить российское гражданство
Этот указ стал поводом для обращения в суд гражданина Казахстана Алексея Черноярова, пожелавшего переехать в Россию. Он направил в Верховный суд (ВС) РФ жалобу на отказ в выдаче российского паспорта. На вчерашнем заседании суда Чернояров рассказал, что прошлой осенью хотел переехать в Подмосковье к своей больной бабушке. Молодой человек перед отъездом получил листок убытия, уведомив местные власти, что уезжает в Россию навсегда. Но когда Чернояров приехал в Подмосковье, оказалось, что прежде чем ходатайствовать о гражданстве, он должен добиваться сначала разрешения на временное пребывание (РВП), а потом — вида на жительство. Листок убытия и регистрация в квартире бабушки перестали быть достаточными основаниями, чтобы получить российский паспорт, сказали Черноярову в ФМС. Свои действия миграционные чиновники объяснили принятием специального указа президента РФ в октябре прошлого года.
Этот указ Чернояров счел противоречащим международному соглашению об упрощенном порядке получения гражданства и закону «О гражданстве РФ». «Требование сначала получать вид на жительство фактически возлагает на гражданина обязанность прожить на территории РФ не менее двух лет», — сказал он в суде.
Представитель администрации президента РФ Игорь Глебов объяснил, чем была вызвана необходимость принятия указа. Страны — участницы соглашения, по его словам, не всегда составляют листки убытия, не обмениваются паспортными данными, «к тому же существуют подделки», и поэтому наше государство «должно как-то защищать свою миграционную систему». «Нельзя, чтобы было так, что захотел человек — и государство тут же должно считать его гражданином РФ. Такая логика взломает всю систему получения гражданства, — убежден Глебов. — Постоянное проживание на территории России въехавшего лица должно подтверждаться не только его словами, но и документами — видом на жительство».
Представитель президента настаивал, что Россия не нарушает соглашение, так как сроки получения РВП и вида на жительства для жителей стран-участниц сокращены по сравнению с аналогичными требованиями для других иностранцев. Выслушав эти аргументы, ВС отказал Черноярову в удовлетворении его жалобы.
Как объяснил «МН» представитель заявителя Вячеслав Симонов, если у иностранца нет близких родственников в России, он может получить разрешение на проживание только по квотам. «Бабушка де-юре не близкий родственник, — сказал Симонов. — Получается, что отмена упрощенной схемы оформления гражданства не дает людям воссоединиться с семьей».
В 2011 году в России была выделена квота в размере 129 486 разрешений на временное проживание, а в 2012 году ее сократили почти на 20% — до 105 807 разрешений. Разрешения заканчиваются буквально в первые несколько недель года, говорят правозащитники, и это создает ажиотаж в отделениях ФМС.
«Миграционная ситуация в России устойчивая и не вызывает беспокойства», — заявил в среду глава ФМС Константин Ромодановский, выступая в Госдуме. Он сообщил, что ежегодно в Россию приезжает до 14 млн иностранцев, из них 70% — граждане СНГ. Глава ФМС отметил, что переселение в Россию «набирает обороты» — в прошлом году в страну вернулось 32 тыс. соотечественников по программе переселения. За последние шесть лет переехало 68 тыс. человек.
Кроме получения гражданства по программе переселения, облегченная процедура оформления действовала также для граждан Белоруссии, Казахстана, Киргизии — по подписанному еще в 1999 году соглашению между этими странами и Россией. Упрощенный порядок приобретения гражданства требовал от желающих стать россиянами только листок убытия из страны выезда и миграционную карту. Но вчера Ромодановский сообщил, что по решению правительства РФ в этом году граждане Киргизии будут лишены права на упрощенное получение российских паспортов: соглашение с этой страной будет денонсировано. Не так давно с предложением о выходе России из международных договоров, предполагающих возможность упрощенного порядка приобретения российского гражданства, выступил и директор ФСКН Виктор Иванов. По его мнению, это должно повысить эффективность борьбы с ввозом наркотиков на территорию России.
«Действующий институт разрешения на временное проживание уже не отвечает современному устройству, носит консервативный характер, не обеспечивает реальные потребности российской экономики», — заявил Ромодановский, выступая перед депутатами. Фактически, сказал он, «отсутствуют легальные основания для возможности пребывания свыше 90 суток для иностранных граждан». Речь идет о тех случаях, когда иностранец приезжает в гости или на лечение, а не для работы или получения гражданства. По мнению Ромодановского, процесс получения РВП нужно менять, возможно, ввести несколько его категорий по целям въезда.
Новые правила лишат этнических русских возможности вернуться на историческую родину, считает президент фонда «Миграция 21 век» Вячеслав Поставнин. «Это ударит по людям. Мы отрежем русских от России», — сказал он «МН». Программа переселения, на которую ссылался Ромодановский, по словам Поставнина, не работает: «Во-первых, человек, приезжая в Россию, не может привезти с собой, например, родителей. Во-вторых, не каждый захочет поехать работать в коровнике за 3 тыс. рублей».
Недовольна решением правительства руководитель программы «Право на убежище» Института прав человека Елена Рябинина. «Из Киргизии во время революции летом 2010 года бежало много этнических узбеков, и не только их, — сказала она «МН». — Благодаря упрощенному порядку они получили гражданство РФ. С отменой упрощенного порядка его получения положение этой категории людей ухудшится. В итоге наиболее уязвимыми окажутся те, кто и без того терпит лишения и уязвим».




