1. О природе мыльных пузырей, звуковых волн и не только
Асламазов Л.Г., Варламов А.А. Удивительная физика (М.: Добросвет, 2002)
На мой взгляд, это одна из лучших научно-популярных книжек из старой советской библиотечки «Квант». Она объясняет, почему происходит тот или иной эффект и как вообще устроена физика. В книге также есть информация, как звуковые волны распространяются на большие расстояния в океане. Или увлекательно рассказывается о мыльных пузырях, физике приготовления кофе и даже физике сверхпроводимости. И все это не просто на словах, а с вычислениями и обоснованными выводами.
Эмиль Ахмедов, доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Института теоретической и экспериментальной физики имени А.И. Алиханова. Доцент кафедры теоретической физики МФТИ и доцент факультета математики НИУ ВШЭ
2. Физика для мечтателей
Стасенко А.Л. Физика полета (М.: Наука, 1988)
Помню, какое впечатление произвела на меня эта книга, когда я прочел ее в классе, наверное, девятом. Сейчас я снова ее перечитал... Кто из нас в детстве не мечтал летать или покорять новые галактики? Человечеству жизненно необходимы задачи на грани физических и интеллектуальных возможностей. И комфорт не единственное, к чему мы должны стремиться.
Книга написана с большой любовью к физике. Играючи показано, почему и как летают самолеты, как их полет можно сделать устойчивым, может ли полететь человек с помощью крыльев, как могли бы летать ракеты в межзвездном пространстве, на каких принципах построен двигатель.
Очень надеюсь, что после этой книги у читателя возникнет желание углубить свое понимание и самому проверить (не только на формулах, но и руками), можно ли сделать воздушный шар, который полетит. Можно ли сделать самолет на мускульной силе, который полетит, ведь некоторые люди сумели это сделать.
3. Для тех, кому нужно полное погружение в физику
Фейнман Р., Лейтон Р., Сэндс М. Фейнмановские лекции по физике (М.: URSS, разные издания)
Это десятитомный труд американца Ричарда Фейнмана и его учеников, затрагивающий основы физики. У Фейнмана потрясающий вкус в том смысле, что он вводит читателя в предмет и преподносит его начиная с самых основ. Ведь что такое теоретическая физика? Можно сказать, что это умение превратить слова в формулы, а формулы развить и получившиеся превратить в слова. Фейнман в этом виртуоз. Делая какие-то минимальные предположения, он создает формулы, из которых расцветает потрясающей красоты наука. Его курс написан в таком стиле и, безусловно, прививает правильный вкус читателю. Фейнмановские лекции полезно читать уже в школе.
4. Узнать обо всех парадоксах теории относительности
Тейлор Э., Уилер Дж. Физика пространства-времени (М.: Мир, 1971)
Это довольно старая и широко известная научно-популярная книга. Она хороша тем, что ее может осилить даже школьник. Ее предмет — специальная теория относительности. Основной плюс этой книги в том, что она обсуждает детально и наглядно практически все известные парадоксы теории относительности. В этом смысле «Физика пространства-времени» — замечательная книжка. Если человек способен ее осилить (не просто прочитать, а проработать все формулы на бумаге), он будет знать на очень достойном уровне специальную теорию относительности. Всем школьникам, которые ко мне попадают, я рекомендую ее изучать.
5. О том, почему физика устроена так, а не иначе
Пуанкаре А. О науке (М.: Наука, 1990)
Этот сборник работ Анри Пуанкаре, которые затрагивают историю и основы математики и физики, является, пожалуй, самой любимой моей научно-популярной книгой. Он рассказывает о том, что такое наука, как она развивается и в чем заключается метод науки, то есть как происходит научное познание. На мой взгляд, одна из самых глубоких работ на эту тему.
В романе Милорада Павича, если не ошибаюсь в «Хазарском словаре», утверждается, что Бог мыслит не существительными, а глаголами. По-моему, это предложение достаточно емко и в красивой литературной форме передает одну из основных мыслей, которую я вынес в школьные годы при чтении сборника «О науке». Например, задумывался ли читатель, откуда следует, скажем, второй закон Ньютона и можно ли поставить такой единичный эксперимент, в котором удастся измерить ускорение, силу и массу тела, а затем наконец установить равенство F = m a. Положим, можно произвести независимое измерение ускорения как приращения скорости, но можно ли независимо измерить массу и силу? Ответ — нет, и продолжение споров на эту тему станет рано или поздно совершенно неконструктивным. Конструктивным будет вывод утверждений — следствий из связи между силой, массой и ускорением. Они позволяют нам двигаться дальше в познании природы.