Рубрика: Образование

«После праздников все эти баррикадные настроения уйдут»

Проректор РЭУ имени Плеханова Сергей Марков рассказал, как будут бороться с неэффективностью РГТЭУ
26 декабря 19:46ИльинаАлександра Ильина
В РГТЭУ продолжается забастовка. Часть студентов и преподавателей требуют отмены приказа Минобрнауки о присоединении их университета к РЭУ имени Плеханова. В интервью «Московским новостям» проректор «Плехановки» по связям с государственными органами и общественными организациями предположил, почему РГТЭУ стал неэффективным и рассказал, что будет с 70-тысячной армией его студентов.
 

— Назначение ректором Андрея Шкляева — человека из Плехановки — это мера переходного периода, или ему будет поручено и в дальнейшем курировать студентов РГТЭУ?

— Конечно, Шкляев будет заниматься интеграцией. Это временная работа, но она вряд ли займет меньше года. Он молодой, эффективный, энергичный, готов бороться.

— Не было попыток договориться с ректором Бабуриным? (Ректор РГТЭУ Сергей Бабурин был освобожден от занимаемой должности приказом Минобрнауки 25 декабря)

— Он категорически против присоединения. В данных условиях оставлять Бабурина, поднимающего студентов на баррикады было бы просто безумием. Меня удивляет, почему его так поздно сняли. Думаю, что может быть, министру образования и науки Ливанову даже не давали его снимать какое-то время.

— То есть, забастовка — это инициатива руководства?

— На место забастовки поехали люди из нашего Центра изучения профсоюзов и протестных движений, чтобы посмотреть, как и кто все это организовывает. Они посмотрели. Говорят, что у бастующих железная организация, и все замыкается на административно-ректорский ресурс. Но при этом сами студенты участвуют достаточно активно.

— Что будете делать с бастующими студентами?

— Все надеются, что после того, как Бабурин лишился административного ресурса, требования забастовщиков не будут такими категоричными. Скорее всего, будут формироваться какие-то профессорско-преподавательские структуры, которые будут ориентированы на Шкляева. Кроме того, есть надежда на новогодние праздники. Студенческая забастовка в Париже в 1968 году закончилась тем, что все разъехались на каникулы. Точно так же и здесь — сначала рождественские каникулы, потом сессия, потом опять каникулы. Думаю, после праздников все эти баррикадные настроения уйдут, Шкляев сможет попасть на работу и приступить к административной деятельности. Еще один важный момент — большинство родителей студентов рады, что их дети получат диплом Плехановского университета. Я глубоко уважаю Сергея Николаевича Бабурина, мне жалко, что он оказался в таком конфликте, но, по большому счету, его позиция невыгодна студентам.

— Руководство РГТЭУ повесило на сайте сравнительную таблицу, где вузы сопоставлены по таким показателям, как количество научных конференций, монографий, выпущенных учебников. По ряду показателей РГТЭУ опережает РЭУ.

— Во-первых, смотреть нужно на качество. Одно дело, когда конференция проходит в Берлине или в Пекине, а другое дело, когда — в Сумах. Во-вторых, у нас и студентов в шесть раз меньше, а цифры там по многим параметрам почти одинаковые. Так что там пропорции получаются совершенно другие.

— В РГТЭУ около 70 тысяч студентов. Как вы «переварите» такое количество учащихся?

— Это огромная проблема, как она будет решена, покажет время. Я думаю, что, в целом, если наступает демографическая яма, набор в целом будет сокращаться во всех университетах. Одна из причин, по которой РГТЭУ оказался неэффективным, заключается в том, что в университет набирали людей с низкими результатами ЕГЭ. В филиалах они чуть ли не продажей дипломов занимались. Мы постараемся это пресечь. В будущем никаких 70 тысяч студентов, конечно, не будет. Но это произойдет не за счет тех, кто учится сейчас. Все, кто будет продолжать нормально учиться, окончат вуз и получат дипломы. Не будет сокращаться преподавательский состав, не должны закрываться научные школы университета. Есть такой показатель — количество преподавателей на одного студента. Чем он выше, тем качественнее уровень преподавания.

— Преподавателям предстоит переаттестация?

— Рано или поздно. Но, думаю, что переаттестация коснется и преподавателей Плехановского университета. Я считаю, что все должны регулярно проходить переаттестацию. Бывают такие, кто числятся преподавателями, а сами бизнесом  занимаются или работают чиновниками. Вот этих людей, прежде всего, надо проверять. Но никакой экстраординарной чистки после присоединения не будет. Трудовой коллектив не будем разваливать.

— Учащиеся боятся, что вылетят при первой же сессии. Вы можете дать гарантии, что этого не произойдет?

— Они могут не волноваться. Сессию у них будут принимать те же преподаватели, которые их учили. Требования будут увеличиваться, чтобы подтянуть всех до уровня РЭУ, но постепенно и не радикально. Наша задача сделать так, чтобы никто и не заметил, как произошло повышение требований. В течение какого-то времени РГТЭУ будет функционировать в прежнем порядке. Поскольку это конфликтная ситуация, будем аккуратно подходить к интеграции. Процесс может занять больше года.

— Что произойдет с филиалами?

— Условия их обучения не ухудшатся. В будущем какие-то филиалы могут быть реорганизованы.

— В чем, по-вашему, основные проблемы РГТЭУ? Что нужно исправить в первую очередь?

— Основные проблемы структурные и генетические. В свое время это был мощный советский торгово-экономический институт с хорошим рейтингом. Но в те времена многие поступали туда за взятки. Он был привлекателен тем, что позволял замам директоров магазинов получать высшее образование, чтобы потом стать директорами. Для этого им нужно было учиться без отрыва от производства, то есть поступать на заочное отделение. А когда эта проблема ушла в прошлое, и высшее образование стало не обязательным, чтобы руководить магазином, у них начался отток абитуриентов. К тому же РГТЭУ включил в себя систему техникумов. Хотя Бабурин принимал усилия, чтобы исправить ситуацию, но вывести техникумы на уровень вуза довольно сложно.

— Если РГТЭУ не получилось адаптировать студентов техникума, почему должно получиться у вас?

— За счет повышения требовательности, за счет марки «Плехановки», за счет более сильного менеджмента, более сильного преподавательского корпуса. В присоединении много минусов — огромное количество студентов, высокий уровень конфликтности, реальный уровень студентов ниже. Но мы хотим выйти в плюс. Мы не хотим  чтобы нашими руками был закрыт вуз. Мы хотим, чтобы энергия объединения была реализована в создание университета мирового уровня.