Театр.doc в школе и дома
— Кто знает, кто такой Носов?
Лес рук.
— А что он написал?
— «Незнайку»!
Это начало урока литературы в школе №957 в южном Медведково. Здесь учатся дети с нарушениями интеллектуального развития. Сегодня у них непривычный урок — вести его будут актеры Театра.doc. Не будет сочинений, парт в ряд и строгой классной тишины. На этом уроке можно говорить, восторженно охать, выходить к доске без вызова учителя и перебивать друг друга.
Алексей Богачук-Петухов и Константин Кожевников сегодня перескажут, а вернее — покажут детям одну из глав повести «Витя Малеев в школе и дома».
Что такое повесть, чем она отличается от романа, и почему Витя не выдал товарища — вопросы жанровые и сложные, этические, решаются детьми буквально «по ходу пьесы». Костя и Алексей не просто пересказывают содержание, но и заостряют внимание на важном, объясняют значение незнакомых слов, выслушивают мнение учеников на тему «есть ли такое заболевание — аппендикокс?», в конце-концов, исполняют роль преподавателей и рассаживают поудобнее тех, кому не нравится сидеть рядом.
— Кто помнит с чего началась глава? Шишкин болеет или притворяется?
Варианты ответов разные — читавшие и праздно внимающие одинаково заинтересованы тем, что вовлечены во что-то очень важное — не каждый раз на урок приходят актеры из известного театра! Возле доски, на месте учительницы — импровизированная кровать, составленная из стульев.
— Кто хочет сыграть Шишкина?
Шишкин избран. Ему выдают одеяло и он покорно ложится на стулья-кровать. Вот и все участники сцены в сборе. Кто-то ужасно смущен, кто-то безучастен, Шишкин — прирожденный актер, это однозначно признали Костя и Алексей. Класс волнуется, всем не терпится поучаствовать — бурление «зала» ничем не уступает крупной театральной премьере в каком-нибудь Большом. В конце концов решено: актеры будут лишь открывать рот — а актеры произносить текст. Но, увлекшись, дети забывают молчать и начинают с удовольствием играть роли вслух.
После представления актеры устраивают небольшую викторину и выясняют, почему Шишкину так не хотелось в школу, и как бы они помогли ему или не помогли, попади они в такую ситуацию, как Витя Малеев. Дети взахлеб рассказали свои истории о том, как не ходить в школу: можно накапать йод на сахар, залить клея в нос, ну и т.п.
Алексея и Костю очень радует эта затея со школами, беспокоит только одно — нужно рано вставать, ведь уроки начинаются с восьми утра. А вечером еще спектакль играть, они — авторы одного из самых новаторских спектаклей театра, «Похищение». Но сейчас — дети. Костя вообще-то преподаватель со стажем, но потом решил уйти в театр. Ушел, но теперь вот опять. «Значит, судьба», - говорит Костя
Дела насущные
Вообще, актеры Театра.doc — очень ответственные люди. Это Алексей Богачук-Петухов, Константин Кожевников, Ирина Вилкова, Татьяна Паршина, Любовь Стрижак и другие участники проекта. Они ведут страничку проекта «Шедевры литературы для школьников» в сети «фейсбук», где анонсируют мероприятия, советуются друг с другом по постановочным решениям, рассказывают о том, как прошел спектакль. В работе сейчас сразу несколько спектаклей. Вот «Бежин луг», например, И.С. Тургенева требует самого скромного реквизита, да и вообще — в классах особенно не развернешься, и отвлекать от содержания детей не нужно. Приходится обходится малым: для поездки с Тургеневым, например, нужно 3 ватмана, акварельные краски, кисточки, скотч и свечка. Для школы, где учатся дети мигрантов, подготовлена «Ночь перед рождеством» Н.В. Гоголя, пересказ проходит с элементами текста и вовлечением учеников. Актеры выбирают основные линии пересказа, берутся за главные роли и выбирают ассистентов из класса. Для 9-х классов коррекционной школы театр подготовил «Барышню-крестьянку» А.С. Пушкина, в работе находится «Онегин» и другие вехи русской классики.
Труппа совершила 4 поездки в Можайскую Воспитательную Колонию для несовершеннолетних. Там они провели мастер-класс, актерский тренинг, пригласили посодействовать каскадера и разыграли с ребятами этюды. Ребята удивительно искренне и сразу отозвались, с удовольствием принимали участие в постановке и даже получили домашнее задание – прочитать «Ревизора». Театр непременно вернутся к ним еще раз, чтобы как минимум его, это задание, проверить.
Начало
Выход актеров на школьные занятия — часть большого проекта Театра.doc, который был задуман этим летом. Суть его в том, что актеры будут помогать детям различных школ знакомиться с произведениями из школьной программы. Проект «Шедевры мировой литературы на сцене для школьников» был одобрен Департаментом культуры г. Москвы и запущен в работу. Актерская труппа Театра.doc отправилась в два летних лагеря — при школе №250 (Бутырский район) и коррекционной школе №957 (Южное Медведково) — и успешно поставила совместно с детьми несколько спектаклей. Идеологом проекта стала Елена Гремина — художественный руководитель Театра.doc. Она надеется, что таким способом, через зрительное, интерактивное, через общение с театром и известными литературными произведениями, у детей проснется интерес к чтению, которое в наше время компьютеров и соцсетей стерлось из спектра интересов не только детей, но и взрослых.
К выполнению программы, которую театр наметил на осень-зиму 2012-2013, труппа готовилась упорно и скрупулезно — перед тем, как приступить к посещению школ с постановками-пересказами, театр устроил прогон. В гости к театру были приглашены школьники из разных школ, учителя и родители. В театре, где практически нет декораций, трудно представить, чем заинтересуется ребенок лет десяти, сможет ли оценить актерскую игру или должным образом вникнуть в содержание.
Гостям прогона, где театр представил сразу несколько произведений, запланированных к показу в школах, пояснили, что их мнение сейчас будет очень важно, чтобы они ничего не утаили и высказали все по вопросам достоинств и недостатков постановок. Ведь дальше — финал и, собственно, то, к чему так долго шел театр — к популяризации книги и классических произведений у школьников.
Началось все с «Петра и Февронии». Актеры, а на сцене было трое — Арина Маракулина, Ирина Вилкова и мальчик Даниил, очень доходчиво и просто рассказывают историю о вере и семье, читают оригинальный текст, чтобы дети понимали древнюю речь на слух, и объясняют непонятные слова — это взял на себя юный актер. После спектакля одна из учениц заявила: «Этот спектакль оскорбил мои религиозные чувства». Ну что — это тоже мнение, посчитали актеры, и записали к рассмотрению на планерке.
Спектакль вызвал горячую дискуссию — с одной стороны постановка обозначила уход от литературы и стала неким обмирщением самого произведения, с другой — дети и взрослые были в восторге, им было по-настоящему интересно. Ученики хором выразили свое мнение: «Было бы круто, если бы вот так пришли на урок и рассказали — нам вот, например, некогда читать». А ведь цель проекта заключается в противоположном — привить детям интерес к прочтению книг.
Даниил, школьник:
«Вот знаете, когда у нас в школе не интересно, жвачками кидаются. Актерам там придется нелегко».
Жанр, в котором представили «Петра и Февронию», называется сторителлинг (от англ. Story-telling) — это буквально означает «пересказывание историй». Этим как раз и занимаются все участники проекта «Шедевры мировой литературы на сцене для школьников». Актеры таким образом уже пересказали детям несколько произведений Карамзина — в числе их «Бедная Лиза», «Наталья боярская дочь», объяснили на «детском» языке, что такое сентиментализм, популярно изложили биографию Николая Васильевича Гоголя, подготовили пересказ «Тараса Бульбы». Работа ведется серьезная и особая сложность — это важный минимум реквизита и оригинальное, очень камерное решение постановки. И все-таки это очень похоже на представление — театр сохраняет свое предназначение.
Ирина Вилкова, актриса:
«Летом мы работали в лагере при мигрантской школе. Там мы ставили «Ромео и Джульетту» с детьми. Вот девочка, которая играла Джульетту, реально расплакалась в сцене объяснения в любви. Тогда я поняла — мы все делаем правильно. Вообще в театре мы играем довольно жесткие спектакли, с матом, в общем — совсем о жизни. В детских спектаклях самое жесткое слово «дура», поэтому я по началу сомневалась, что мы сможем перейти на такой уровень общения. Но сейчас вижу — все получается, есть отдача и вообще это очень благородная затея. Это больше чем проект, это целое исследование, учитывая те группы детей, для которых мы все это делаем. Мы изучаем их и они изучают нас и театр. И литературу, конечно».
Миссия
Главная цель актеров театра не только пересказать произведение из школьной программы, но и расставить акценты на фундаментальных ценностях — духовной красоте, семейственности, уважении традиций, любви к Родине и городу. Это доступное объяснение любви и других важных в жизни вещей — как и литература, актеры тоже объясняют, но в более доступном формате. Но проблема общества в том, что нынешние дети почти не читают, и нужно их затянуть, подогреть, разбудить и подготовить к печатному слову. Итоги прогона были таковы: уложить постановку в урок (или в 30 мин, чтобы потом успеть задать ученикам вопросы), писать на доске непонятные слова из книги, добавить больше динамики в пересказ и т.п. Советы давали учителя, родители, которым, кажется, вся эта затея нравится еще больше, чем их детям, и сами школьники. Вот Даниил, который регулярно посещает театр с мамой, прокомментировал: «У меня руки не доходят до чтения — то школа, то олимпиада, но мне это очень интересно, для знаний это большой плюс — надо знать труды великих». А мама добавила: «Знаете, для меня пример Лизы был настораживающим в свое время. Может так и нужно. Девочкам эта книгам будет полезна».