«Более хамского общества, чем наше, я нигде не встречала»
09 ноября 09:23 |
— Какие слова вам кажутся сейчас ключевыми, особенно важными?
— «Извините», «пожалуйста», «будьте так добры», «вы позволите»...
— То есть все так называемые «волшебные слова»?
— Да, волшебные слова, совершенно верно. Их не хватает. Потому что более хамского общества, именно хамского, чем наше, я нигде не встречала. Немотивированная агрессия, даже не агрессия, а просто злость, — она везде, просто на каждом шагу.
— А что для вас в таком случае антислова?
— Есть слово, которое я никогда не употребляю и просто физиологически не переношу. Это слово «прикольно». Мне кажется, что более тупого определения нет. Прикольно — это как? Вот как это определить? Скажи просто «смешно» — у этого слова столько оттенков! Когда я слышу «прикольно» от кого-то, для меня это сразу определенный знак.
— Вы сами жаргоном пользуетесь?
— Да. И еще я страшная матершинница! Но мне кажется, даже в некоторых случаях ёмко заматериться — это ярче и правильнее, чем как-то по-другому сказать.
— А какие именно жаргонные слова любите?
— Есть у меня любимые... Я, например, люблю слово «клево».
Все проблемы из-за того, что люди не умеют договариваться. Из-за того, что ты либо неправильно договорился, либо чего-то не понял
— Наблюдая за теми, кто приходит на съемки программы «Давай поженимся», вы обращаете внимание на то, как люди говорят?
— Да, меня можно купить влегкую именно тем, как человек говорит. Как он, например, в нескольких словах может выразить то, о чем я его спрашиваю, очень точно сформулировать ответ, объяснить, выразить свою мысль. Это важное умение. Я вообще очень люблю грамотно говорящих людей. Не просто грамотно, а четко, ясно говорящих.
— Для отношений между мужчиной и женщиной это умение, кстати, важно?
— Конечно! Чтобы не было недоразумений. Вообще все проблемы из-за того, что люди не умеют договариваться. Из-за того, что ты либо неправильно договорился, либо чего-то не понял. Поэтому если ты можешь до партнера, до друга донести мысль, то потом все будет у вас здорово. И в бизнесе, и в отношениях.
— Каких слов в отношениях мужчины и женщины никогда нельзя допускать? Чем можно все испортить?
— Обидных, оскорбительных. Я вот очень человек обидчивый. Словом можно уничтожить, конечно, всё. Нельзя переходить на личности, нельзя унижать – это банальные вещи, которые в принципе все знают. Все, что касается физиологии, — нельзя делать никаких замечаний. Нельзя давать оценку, то есть нужно быть очень деликатным. Кстати, слово «деликатность» я бы назвала ключевым во взаимоотношениях.
— А есть, напротив, фразы, привлекающие внимание, которыми можно зацепить, которые помогают наладить контакт?
— «Я был неправ», «я была неправа», «выслушай меня, пожалуйста», «давай поговорим». Все очень просто на самом деле. Я могла бы сидеть здесь перед вами мудрить, но зачем?
— Сейчас как-то принято возмущаться падением общего уровня культуры речи. Вы замечаете, что «русский язык в упадке»?
— Ну да, русский язык в упадке. Потому что общение сейчас происходит через смс. Не только правила грамматики не соблюдаются и нет знаков препинания — не соблюдается вообще ничего! Мы вот так общаемся. У нас нет времени поднять трубку, поэтому смс. В двух предложениях что-то там формулируем...
— Есть ли какие-то слова и выражения, которыми человек (например, участник программы) может сразу вас настроить против себя?
— Если человек говорит «я повешала», например. «А где я повешала куртку?» — если я такую фразу слышу, мне уже не важно, что будет говорить и как будет выглядеть эта девушка. К сожалению, я часто такое слышу. И я это не списываю ни на то, что они приехали из другого региона, ни на что.
Успешные мужчины понимают важность точной и грамотной речи, они понимают, как важно себя преподнести
— А кто более грамотный — мужчины или женщины?
— Будете смеяться — мужчины!
— Почему? Они просто меньше говорят или больше за собой следят?
— Я говорю прежде всего о тех, кто достиг чего-то в жизни. Ты сегодня в бизнесе не поднимешься ни на одну ступень, если на переговорах ты будешь вести себя, как двоечник. Поэтому они все следят, они занимаются с педагогами по сценречи (ко мне часто обращаются, чтобы я помогла найти преподавателя). Каким бы приятным внешне человек ни был, как только он открывает рот, все сразу становится понятно. Поэтому такие успешные мужчины понимают важность точной и грамотной речи, они понимают, как важно себя преподнести.
— Может ли женщина произнести фразу «Давай поженимся»?
— Произнести-то она может, но не всегда это приводит к желаемому результату. Есть все-таки женские роли в жизни, а есть мужские. Наверное, в каких-то ситуациях это срабатывает, но крайне редко, я в этом убеждена.
— Я вас спрошу как актрису: в какую речь тяжелее всего вживаться? В простонародную или какую-то официальную?
— Тут вот что важно понимать: на мой взгляд, когда актеры говорят своими словами, это исключительно лень учить текст, и это неправильно. Я это терпеть не могу. Когда ты читаешь сценарий, он тебе либо нравится, либо не нравится. Если он тебе нравится, значит, надо его адаптировать под себя и сделать так, чтобы этот текст из твоих уст звучал органично. Просто его нужно учить, репетировать, проживать, вживаться в него. Я не люблю, когда на сцене говорят приблизительно. Потому что я требую уважения к своей профессии и я уважаю профессию сценариста. Очень редко бывает одно, ну максимум пять слов за весь сценарий, которые просто произносить неудобно, неправильно, они по ситуации либо лишние, либо их можно заменить.
— От каких слов в сценарии вы можете отказаться, какие никогда не произнесете?
— Я не заигрываю со смертью, с этими со всеми «козлорогими». Если есть возможность, я обязательно поменяю слово «чёрт» или «ну вас всех к дьяволу» и т.д. Мне это просто неприятно. Если есть возможность заменить слово «смерть» («я до смерти устала»), то я это тоже постараюсь сделать.
— Режиссеры как к этому относятся?
— А я их пытаюсь убедить. Я говорю: «Я вам сыграю эту самую усталость, даже произносить ничего не надо будет».
— Какие слова вы бы изъяли из русского языка?
— Пожалуй, все, что связано с агрессией. Например, слово «сдохни», оно просто страшное. Хотя иногда, наверное, без него нельзя обойтись. Нет, пожалуй, я бы не стала ничего изымать. Не надо такой глупостью заниматься. И вносить ничего не надо — у нас всего достаточно. В каком языке еще такое богатство?