Рубрика: Образование

«Если я пью «пивасик», то и слово такое скажу»

Актер Артур Смольянинов уверен, что пишет абсолютно без ошибок
Артур Смольянинов

Актеру Артуру Смольянинову легко вживаться в речь любого героя

В нашей еженедельной рубрике «Слово и антислово» в рамках проекта «Русский язык» мы расспрашиваем известных людей о том, какие слова им нравятся, а какие вызывают отвращение. Сегодня наш собеседник — актер Артур Смольянинов.
 

В нашей еженедельной рубрике «Слово и антислово» в рамках проекта «Русский язык» мы расспрашиваем известных людей о том, какие слова им нравятся, а какие вызывают отвращение. Сегодня наш собеседник — актер Артур Смольянинов.

— Какие слова или выражения вы бы назвали сейчас ключевыми?


— Лично для меня ключевое слово сейчас — «вопросы». Не могу объяснить почему. А в целом — слово «стабильность». Оно не то чтобы ключевое, просто популярное. А вообще я считаю ключевыми только те слова, которые люди произносят, глядя друг другу в глаза. Слова не существуют сами по себе, они существуют в людях.

— Есть  ли «антислова», которые вас раздражают?

— Меня не то чтобы раздражает, но вызывает очень много вопросов слово «истина». У каждого своя истина, своя правда. Если это — истина, значит, все остальное — ложь?

— По какому слову или выражению вы можете определить, что это не ваш человек? Например, вы слышите слово «пивасик» и понимаете, что человек, который его говорит, не вашего круга.

— Ну если я с ним пью этот «пивасик», значит, он мой человек, и я тоже скажу «пивасик». Я к другим людям не придираюсь в смысле слов. Раньше я был более радикален, а сейчас попроще отношусь. Но есть слова, которые я не употребляю: «круто», «перцово», «чипово». Мне нравится искать более сложные слова, формы и предложения. Но сленг меня не то чтобы раздражает. Понятно, что не все люди могут сложносочиненно выражать свои мысли, Людоедкам Эллочкам в нашем обществе тоже есть место. Словарный запас не есть показатель внутренней красоты.

— Что бы вы назвали индикатором грамотности или неграмотности в речи и на письме?


— Если человек делает больше двух ошибок в предложении, с моей точки зрения, этот человек неграмотный. Все равно, каких ошибок, и все равно, в каком предложении. Просто я ошибок совсем не делаю, поэтому я такой наглый.

— Есть ли у вас любимое слово или речевая привычка?

— Мне кажется, у меня есть слова-паразиты: «если честно» и «мне так кажется». Такие междометия, связующие словосочетания.

— Какие слова или выражения вы бы изъяли из русского языка?

— Всё-таки словами я пользуюсь всегда и везде, а не только в профессии, поэтому не стал бы так обособлять. Но вот слово «никогда», например, я бы запретил.

— В какую речь актеру труднее всего вживаться: в простонародную, в молодежный сленг, в какой-то книжный, высокий слог?


— Мне в любую речь легко вживаться, люблю слова и буквы, для меня это очень важный пазл в образе.

— Вы попечитель фонда «Подари жизнь», вы много общаетесь с детьми. Что вас поражает, удивляет в их речи? Произносят ли, в частности, больные дети какие-то иные слова, чем их здоровые сверстники? Они взрослее, глубже именно в плане выражения мыслей?

— Не знаю, никогда не обращал внимания на такие детали... На самом деле всё очень индивидуально. Кто-то не меняется совсем, кого-то, наоборот, не узнать. Кто-то продолжает оставаться ребенком и в 17 лет, а кто-то в семь такие монологи выдаёт, что не вполне понимаешь, кто из вас тут взрослый. В конечном итоге, мне кажется, болезнь  как таковая если и играет роль в развитии и формировании маленького человека, то далеко не ключевую. Да и вообще, это расхожее такое заблуждение, что заболевшие детки все как один перестают быть детьми. Я бы запретил всему миросознанию такое умозрительное деление. Но, конечно, дети в больнице быстро схватывают врачебный сленг и терминологию. Скажем, ребёнок лет четырёх легко вводит в свой лексикон такие слова, как лейкоциты, эритроциты, эрвиназа, ремиссия, гормоны и т.п. А один мальчик в три года на вопрос, кем он хочет быть, ответил: бетадином. Это противогрибковое лекарство.