На волне протестной активности 2011—2012 годов в России появилось множество сервисов, призванных решить проблемы городского и федерального значения при помощи отправки заявлений в госорганы. Первые такие сайты были запущены гражданскими активистами, в дальнейшем их стали создавать оппозиционные политики и чиновники.
В скором времени к новому тренду присоединились представители крупного бизнеса. В 2012 году владелец компании «Связной» Максим Ноготков открыл сайт «Йополис», призванный объединять людей для решения общественных задач. Первоначальная стоимость проекта — 1 млн долл., однако в 2013 году сумма затрат на сервис увеличится в несколько раз.
«Наш город»
19 августа 2013 года власти Москвы запустили единый городской портал «Наш город», который объединил в себе три ранее существующих сервиса: «Наш город», «Дороги Москвы» и «Дома Москвы». Сайт обзавелся усовершенствованным интерфейсом и новыми опциями, доступными в том числе через мобильные приложения. Сайт пока что работает в тестовом режиме и дорабатывается. С этим связана путаница в статистике, которая объединит данные с трех порталов.
Татьяна Порет, пресс-секретарь ГКУ «Московский центр «Открытое правительство»:
— Мы сохранили адрес и название сайта «Наш город», а также все учетные записи: пользователи, зарегистрированные на трех порталах, были автоматически перенесены в базу данных объединенного сервиса. Дизайн сайта был полностью изменен и стал проще для восприятия, содержит минимум текстовой и максимум визуальной информации. С полным перечнем проблемных тем теперь можно ознакомиться непосредственно на главной странице портала. Если на трех прежних сайтах их было около четырех десятков, то на новом объединенном сервисе насчитывается порядка 110. Сроки рассмотрения обращений остались прежними — восемь рабочих дней.
Важная опция «Народного контроля» также осталась на новом сайте. Это возможность подтвердить или опровергнуть информацию о решении проблемы самими пользователями сайта. Грубо говоря, если на портале говорится, что проблема устранена, а человек с этим не согласен, он может воспользоваться специальной кнопкой и пожаловаться повторно. Если опровержение поступило дважды, жалоба направляется на рассмотрение в контрольный орган. В скором времени на сайте «Наш город» появится карта Москвы, на которую планируется нанести все земельные участки коммерческого строительства, — любой желающий сможет проверить законность строительства того или иного объекта.
«Сердитый гражданин»
Проект появился около года назад на волне протестной активности в Москве. Создатель сайта Дмитрий Кох до этого курировал смену «Зворыкинский проект» на Селигере. Теперь к названию сервиса дописали фразу «независимый проект» и оживили дизайн. Переделку самого механизма отправки заявлений курировал бывший координатор РосЖКХ.
Дмитрий Кох, основатель «Сердитого гражданина»:
— Мы долго работали над новой версией сайта, изучали все отзывы пользователей и партнеров, после чего кардинально упростили интерфейс. Теперь функционал сайта позволяет решать любую проблему в «два клика». Мы собрали на портале готовые заявления по основным проблемам и для удобства разделили их на 13 категорий. Это не только ЖКХ, но и вопросы, связанные с некачественными товарами, потерей посылок и даже проблемами на работе.
Раньше мы генерировали только текст обращения, теперь заявления отправляются автоматически во все профильные инстанции. При желании можно подключить к решению проблемы юристов, общественные организации, получить информационную поддержку СМИ. Для этого нужно повысить рейтинг своей проблемы, набрав определенное количество лайков.
«Рупор» («Бардаковка»)
В 2010 году в городе Сургуте был запущен сайт «Бардаковка», названный в честь реки в центре города Бардыковки. Недавно создатели сервиса приняли решение обновить дизайн портала и дать ему новое название «Рупор», более понятное для других регионов России. Новая версия сервиса упростит изучение проблем на карте города и облегчит доступ к заявлениям и статистике.
Александр Богомолов, соучредитель проекта «Рупор»:
— Мы переделали весь сайт, и теперь он учитывает пожелания пользователей и наш личный опыт, накопленные за три года работы. Исправили много очевидных ошибок и усовершенствовали алгоритмы подачи заявлений. Теперь сервис подсказывает, кому и в какой срок можно подать заявление и как это заявление должно выглядеть. Оставить жалобу теперь будет проще благодаря автоматическому определению местоположения адреса на карте и работе сразу с несколькими версиями онлайн-карт от «Яндекс», «Гугл» и OpenStreetMaps.
До недавнего времени мы были сосредоточены в основном на Сургуте и частично на регионе. Сейчас сервис полностью готов к работе в любом российском городе. В связи с этим мы были бы не против помощи региональных активистов. Если кто-то из них готов взять на модерацию свои регионы, мы бы могли предоставить ключи и пароли.
РосЖКХ
Сайт «РосЖКХ» заработал в начале ноября 2012 года. Проект был запущен «Фондом по борьбе с коррупцией» Алексея Навального вслед за «РосПилом», «РосЯмой» и «Росвыборами». Сервис «РосЖКХ» предназначен для подачи жалоб на недостатки в работе жилищно-коммунальных служб. Сейчас сайт включает 30 проблемных тем, разбитых на три категории: квартира, подъезд, дом.
Дмитрий Таралов, координатор «РосЖКХ»:
— Никаких принципиальных изменений на сайте не произошло, но мы сейчас готовим пакет новых функций, которые в дальнейшем появятся на портале. Говорить что-то конкретное мы пока не будем, потому что опции не согласованы с программистами и могут быть технически невыполнимыми. Но я могу сказать, что это будет ряд небольших улучшений в работе сайта и одно глобальное, связанное с интеграцией сайта в другие интернет-ресурсы.
Летом у нас появилась функция прикрепления фотографий и документов к жалобам, и сейчас ею пользуется около 40% зарегистрированных участников «РосЖКХ». Кроме того, у нас почти сразу была кнопка пожертвований «Поддержи проект». С ее помощью удается собрать порядка 80—100 тыс. руб. ежемесячно, что очень помогает проекту.
«Красивый Петербург»
Проект «Красивый Петербург» заработал в августе 2012 года и за время своего существования зафиксировал более 10 тыс. нарушений. Опыт Петербурга распространился на четырнадцать регионов России, включая Москву, которая вошла в проект в начале июня 2013 года. Через сайты движения можно не только жаловаться на работу ЖКХ, но и отправлять запрос на строительство детских площадок или велопарковок.
Красимир Врански, создатель проекта «Красивый Петербург»:
— К концу года мы планируем запустить общий федеральный сайт «Красивая страна», на котором будут собраны проблемы со всех регионов страны, принимающих участие в проекте. Домен для этого уже закуплен. Автономные сайта при этом останутся. В начале июня «Красивый Петербург объединился» с «Городскими проектами» Варламова и Каца в направлении исследований. Они помогли нам с организацией массовой прогулки, которая прошла 29 июня в Москве. С тех пор мы сотрудничаем и являемся своего рода филиалом «городских проектов» в Санкт-Петербурге.
Мы надеялись получить президентский грант, но власти не посчитали нужным обратить на нас внимание. В любом случае мы продолжаем работать как и прежде, расширяя географическую сеть движения. Другие города, принимающие участие в проекте, действуют автономно и проводят свои мероприятия, посвященные насущным проблемам в регионе. В Балашихе, к примеру, очень актуально эконаправление, а в Вологде и Великом Новгороде — градозащитная деятельность и сохранение исторических памятников.