«Синие ведерки» скидываются на зарплату своему руководителю

Гражданские активисты займутся народным финансированием
23 ноября 17:03Мария Салтыкова
Участники акции "Синие ведерки" едут по Кутузовскому проспекту.

Участники акции «Синие ведерки» едут по Кутузовскому проспекту

Петр Шкуматов нашел работу — об этом в четверг сообщил один из активистов движения в блоге «ведерок».
 

Лидер общества по-прежнему будет бороться с мигалками и защищать права автомобилистов, но теперь те, кто его поддерживает, готовы платить ему за это зарплату — пока не очень большую, но сбор средств только начался.

«Самый популярный вопрос, который мне задавали за последние 2,5 года — «откуда у вас деньги и кто вам платит», написал чуть больше недели назад в своем собственном блоге Шкуматов. Гражданский активизм оказался малодоходным бизнесом: «у меня кончились деньги, и я ушел в минус» — пожаловался координатор сообщества. Надо продавать старый «Ниссан» и искать работу, не связанную с общественно-политической деятельностью — к такому решению пришел один из самых ярких представителей стихийно возникших в последние годы движений.

Помощь друзей последовала незамедлительно: в группе общества на Facebook появилось предложение скинуться Петру на «зарплату». «Ребят, а поднимали же вопрос о краудфандинге. Давайте определимся, о какой сумме идёт речь? Я так понимаю, что первый месяц можно собрать 50, а дальше Пете для минимально адекватной жизни нужно 100-120, чтобы не думать о другой работе, кроме “ведёрок”. Я, к сожалению, готов вносить штуку. В чёрную и без всякого оформления. Но каждый месяц. Отчётности не нужно», — написал в комментариях к посту координатора Дмитрий Зворыкин.

Спустя десять дней, по словам поддержавшего эту идею другого «ведерочника», на пост откликнулся 41 человек, которые смогли предложить Шкуматову 44397 рублей в месяц. Предполагается, что это поможет решить все текущие материальные проблемы активиста, «если же вы считаете, что Петр должен зарабатывать в “Синих ведерках” больше и готовы внести свой ежемесячный вклад, напишите мне на 1200078@gmail.com», — призвал в этот четверг в своем блоге Андрей Гаращук  a_garashchuk. Сам Зворыкин изначально предлагал «сохранить финансирование между лично знакомыми людьми», но как отметил еще один участник дискуссии — это как раз могло бы стать для всех хорошим поводом познакомиться лично. Заниматься сбором средств в секрете, «чтобы потом увидеть в “Анатомии протеста”, что Петр получает бабло от короля Зимбабве», не стоит, решили члены сообщества. 

Петр Шкуматов, лидер российского общественного движения «Синие ведерки»

Если честно, сначала я был шокирован — я привык решать свои проблемы самостоятельно: если у меня закончились деньги, я стараюсь никого не впутывать. То, что все это началось, меня очень тронуло, хотя одновременно это означает большую ответственность перед людьми. Не знаю, сколько это будет продолжаться — наверное, это первый опыт по такому периодическому финансированию гражданской активности. Это даже на «Роспил» не похоже — тот сразу собрал много денег и теперь потихонечку их растягивает на оставшееся время, а здесь люди просто ежемесячно перечисляют какую-то небольшую сумму — неважно, сто рублей или тысячу. Я сам не предпринимаю никаких действий в этом отношении, Андрей Гаращук этим вопросом занимается, посмотрим, насколько хватит.
Говорят, что нам следовало бы зарабатывать хотя бы с помощью продажи сувениров, но если «Синие ведерки» превратятся в какой-то интернет-магазин — это будет как-то мелко и неправильно. Все-таки у них другая миссия. Насколько долго общественная организация может существовать без финансирования, зависит от того, как идея в нее вложена, до какой степени она ресурсозатратная. Когда я еще работал, я своих денег вложил в этот проект тысяч 40, затем у меня был период, когда я жил на накопления, но спустя 2,5 года эта история (поиска средств к существованию — «МН») стала для меня актуальной. Но при этом у нас нет ни офиса, ни каких-то периодических затрат — мы в этом плане аскетичны и не собираемся менять сложившийся ход вещей.
Не думаю, что гражданская активность идет на спад. Еще летом стало очевидно, что недовольство людей никуда не делось. Высокий уровень коррупции, откаты, распилы, невероятная стоимость банальных вещей вроде километра дороги — в какой-то момент экономика у нас вообще остановится. Коррупционная нагрузка настолько велика, что становится невыгодно делать любые проекты, люди это видят, и протестный потенциал растет. С другой стороны, понятно, что та форма и те «лидеры», которые возглавили протест, не устраивают большую часть людей, которые оппозиционно настроены. Это вызывает у людей ощущение потерянности, происходит период разобщения и размежевания — но он сменится консолидацией, вопрос в том, когда это произойдет и на почве каких идей. А наличие бюрократических структур вроде Координационного совета пока работает больше на разобщение, а не на консолидацию — это мое личное мнение.
Что касается помощников, с которыми можно было бы разделить координаторскую нагрузку — на самом деле, я не один, в «ведерках» огромное количество людей, которые находятся в более сложной ситуации, чем я — тот же Андрей, Никита Алферов, Дима Зворыкин, Сергей Стоянов. Так сложилось, что я узурпировал эту медийную часть, но очень много людей вместе со мной также продолжает делать что-то хорошее.
Продал ли уже «Ниссан»? Неделю назад у меня просто сложилась такая ситуация, что возникла финансовая «дыра» в 100 тысяч рублей, и других вариантов закрыть ее не было. После этого люди, которые меня знают, дали мне 20 тысяч рублей, а буквально вчера — еще 70, но с условием, что в ближайшие два года я эту машину продавать не буду. Так что сейчас я на ней еду, разговаривая с вами.

Андрей Гаращук, блогер

Откликнулось уже порядка 50 человек, мы очень благодарны людям за это — позитив просто огромный. Трудно сказать, как долго может продолжаться такой краудфандинг — но думаю, пока «Ведерки» будут существовать, это не кончится. Огромные суммы, конечно, перечислять может не каждый, а вот 100-500 рублей в месяц — это не так проблематично. Продавать сувениры пока не планируем — мы все-таки некоммерческий проект. Собирать членские взносы как неофициальная организация мы тоже не можем. Вообще для нас это уже не первый опыт таких добровольных пожертвований, часто приходится собирать на какие-то нужды: экспертизу делать при сложных ДТП, Марине Ногиной собирали деньги на адвоката и т.п. Будет интересная тема — будем также объявлять общий сбор, я не вижу в этом ничего такого.